Необходимость образовательного мониторинга, в том числе мониторинга информатизации, в настоящее время не подлежит сомнению. С целью выявления отклонений и тенденций развития общеобразовательных школ Новосибирской области (НСО) по уровню информатизации был проведен ряд исследований групп школ. Проводился анализ данных, собранных в рамках проекта по ФЦП «РЕОИС (2001-2005)» при помощи системы мониторинга нформатизации регионального образования «ИНФОРМОС» (данные за 2003-2005 гг.) [1, 2], и данных, собранных при поддержке Центра мониторинга образования Новосибирской области в августе-сентябре 2007 г. (данные за 2005-2007 гг.).
Согласно разработанной специалистами ИДО НГТУ методике оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [3] собранные данные включают в себя значения ряда характеристик, обобщенных в показатели, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Пример системы показателей и характеристик методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования
Группа (показатель) | Примеры характеристик |
---|---|
Общая характеристика школы |
|
Способ подключения к Интернет |
|
Совокупная стоимость оплаты трафика, в том числе по источникам финансирования |
|
Техническая поддержка связи с Интернет |
|
Обеспеченность школы электронными ресурсами |
|
Компетенции преподавателей в ИКТ, повышение квалификации |
|
Характеристика качества результатов обучения в школе |
|
Первый эксперимент по сбору данных позволил получить информацию о 29 школах НСО за период 2003-2005 гг, второй – о 64 школах (в том числе 29 из первого эксперимента) за период 2005-2007 гг. Таким образом, исходные данные имели пересечения как по самим объектам исследования, так и по состоянию их на 2005 г.
Были проведены исследования методом факторного анализа по трем группам статистических данных. Первое исследование проводилось по данным за 2003-2005 гг. по 29 школам НСО, второе – по данным за 2005-2007 гг. по 64 школам области и третье – по данным за 2003-2007 гг. с перекрытием по 2005 г. по исходным 29 школам.
Под фактором понимается гипотетическая, непосредственно не измеряемая, латентная (скрытая) переменная, которая имеет линейные корреляционные связи с исходными измеряемыми переменными. Иначе говоря, это некий набор исходных характеристик исследуемых объектов, значения которых взяты с определенными коэффициентами. Факторы упорядочиваются по размеру их вкладов в суммарную дисперсию характеристик, самым значимым в этом смысле является первый фактор, затем идет второй по значимости. В каждом исследовании были выделены по 2 наиболее значимых факторов:
Построенные по результатам анализа диаграммы классификации объектов исследования по факторам представлены ниже (рис. 1-3).
Из результатов факторного анализа видно, что в плотной группе равномерно развитых по двум наиболее значимым факторам школ выделяется группа, уровень реализации каждого фактора в которой ниже среднейго значения.
На основе анализа было выявлено, что реализация факторов, отражающих степень соответствия уровня информационно-коммуникационного оснащения школ числу учащихся и влияния этого на успешность выпускников и их результирующие знания, в пяти из обследованных школ существенно ниже среднего. Причем, как показывают результаты исследований, основная проблема заключается в большей степени в недостаточном количестве преподавателей ИКТ либо в неполной занятости по ставкам, а в меньше — в недостатке аппаратно-программного обеспечения.
Предполагается дальнейшая более полная интерпретация результатов совместно с Центром мониторинга Новосибирской области.
Рис. 1. Школы в пространстве факторов F1_05 и F2_05 по данным 2003-2005
Рис. 2. Школы в пространстве факторов F1_07 и F2_07 по данным 2005-2007
Рис. 3. Школы в пространстве факторов F1_05_07 и F2_05_07 по данным 2003-2007