В электронном обучении, в отличие от традиционного обучения, значительно повышается автономность обучающегося и преподавателя. Самостоятельность же сопряжена с необходимостью делать выбор и принимать решения, что может вызывать у участников образовательного процесса определенные трудности. Для решения этих проблем представляется необходимым применять в электронном обучении принципы инструктивного менеджмента.
Инструктивный менеджмент — это концепция управления через инструкции, через создание руководств для выполнения необходимых действий и достижения поставленных целей.
В любой организации инструкции выполняют две функции — регламентируют выполнение деятельности и устанавливают порядок и способ выполнения или осуществления каких-либо действий. Основной целью инструкций в электронном обучении является помощь преподавателям и студентам в решении учебных задач. Инструктивные материалы для электронного обучения должны быть не просто четкими и подробными, они должны детально описывать способы действия и конечные продукты, а также регламенты административного и учебного процессов, направленных на получение конечных продуктов. Под конечными продуктами в данном случае могут пониматься: для преподавателей — электронные учебно-методические комплексы, для студентов — результаты учебной деятельности. На каждом этапе учебного процесса образуются «подпродукты» — материалы учебного назначения, учебные действия. Последовательность получения этих подпродуктов и действий, необходимых для их создания, тоже должна быть описана в инструкциях. Поэтому, на наш взгляд, инструкции для электронного обучения должны быть написаны в виде описания технологического процесса.
Представляется, что такие инструкции должны создаваться творческими коллективами, в которые входят не только специалисты по электронному обучению и программисты, ной преподаватели, имеющие опыт преподавания и в традиционной форме, и в системе электронного обучения.