Выбор системы спецификаций при разработке электронных учебных курсов

Критическим моментом при организации дистанционного обучения является выбор системы хранения, управления, внесения изменений в содержание учебных ресурсов. Эти возможности могут быть реализованы набором стандартных средств (обычная и электронная почта, телефон, доски объявлений, электронные таблицы и базы данных), однако такие функции, как правило, реализуются специализированными сетевыми программными системами.

Для того чтобы обучающий курс выполнялся в любой среде, необходимо выработать систему спецификаций, которым он должен удовлетворять. Основными разработчиками этих спецификаций в сфере электронного обучения являются следующие организации:

  • IMS Instructional Management System Project;
  • IEEE LTSC IEEE Learning Technology Standards Committee;
  • ARIADNE Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe Project;
  • AICC Airline Industry Computer Based Training Committee;
  • SCORM Sharable Content Object Reference Model.

При разработке учебных курсов необходимо учитывать спецификации, которые разрабатываются различными международными организациями. В настоящее время в России не существует обязательных технологических стандартов для обучающих систем. Однако в ближайшее время следует ожидать их появления. Наиболее важными спецификациями, которые, вероятно, станут основой для разработки этих стандартов, являются:

  • спецификация «Метаданные об учебных объектах» (Learning Objects Metadata LOM), разработанная совместно IMS и ARIADNE, представленная в стандарте IEEE Р1484.12.1-2002 LTSC;
  • спецификация совместимости вопросов и систем тестирования, описывающая структуры данных, обеспечивающие совместимость вопросов и систем тестирования (IMS QTI Question & Test Interoperability);
  • модель обмена учебными материалами (SCORM), при помощи которой проверяется эффективность и практическая применимость набора отдельных спецификаций и стандартов.

Большая часть систем управления учебными курсами (LMS) не совместим с моделью SCORM. Однако в настоящее время соответствие этой модели является необходимым условием при выборе системы для организации дистанционного или смешанного обучения, поэтому все крупнейшие разработчики систем управления добиваются полной или частичной совместимости с этой моделью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Instructional Management System (IMS). – Режим доступа : (http://www.imsproject.org)
  2. IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC). – Режим доступа : (http://ltsc.ieee.org)
  3. Advanced Distributed Learning Initiative Network (ADL). — Режим доступа : (http://www.adlnet.org)
  4. Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe (ARIADNE). — Режим доступа : (http://ariadne.unil.ch)
01.01.2005 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 61.