В статье рассматривается проблема влияния компетенций тьютора на качество дистанционного обучения. Дана характеристика профессиональной деятельности тьютора как высококвалифицированного сотрудника. Особое внимание уделено управленческой, преподавательской и коммуникативной компетенции. Сделан вывод о необходимости тщательного отбора кандидатов, связанного с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.
Внедрение электронного обучения и его различных форм невозможно без привлечения такого специфического специалиста на рынке образовательных услуг как тьютор. В переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, наставник, опекун». В отличие от учителя (знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему), педагога (знающего путь и ведущего по нему), это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования».
В настоящее время роль тьютора является одной из решающих для успешной реализации образовательной программы с применением технологий дистанционного обучения. Это связано с тем, что тьютор — единственная связь обучающегося с лицом, принимающим решение о результативности его обучения.
В процессе дистанционного обучения тьютор выполняет разнообразные функции, такие как:
В настоящее время в зарубежной практике рабочие места тьюторов занимают специалисты с высоким профессиональным уровнем и компетентностью [3].
В традиционном образовании России функции тьютора чаще всего выполняют сотрудники деканатов, должности которых рассматриваются как должности учебно-вспомогательного персонала, часто не имеющие достаточного образования, навыков и опыта преподавательской и проектной работы.
По нашему мнению, в складывающейся форме дистанционного обучения в университете роль тьютора должна быть усилена, в особенности, его управленческая и преподавательская составляющие.
Наряду с вышесказанным, одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности тьютора являются коммуникативные компетенции, к которым можно отнести: навыки межличностной коммуникации с обучающимися, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе и адаптивность, способность к тщательной интерактивной работе. Следует также добавить, что качество работы тьютора, его доброжелательность и расположенность к абитуриентам и студентам, как правило, является определяющим при первоначальном формировании имиджа учебного заведения.
Известно, что наличие необходимых коммуникативных компетенций связано с нейродинамическими особенностями личности, влияющими на успешную профессиональную деятельность [4]. Вместе с этим нейродинамические особенности личности способствуют формированию качеств, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональную деятельность тьютора в электронном обучении.
Влияние нейродинамических особенностей личности на успешность деятельности в большинстве случаев происходит опосредованно: свойства нервной системы во многом определяют специфику протекания психических процессов в деятельности (особенно внимания и памяти), связаны с некоторыми психомоторными особенностями, являются базой для многих свойств темперамента и личности.
Слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Лица с тенденцией к слабости нервных процессов и повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями нервной системы, наоборот, велика вероятность негибкой неадекватно высокой самооценки. Известно, что работа с необходимостью быстрого переключения с одного рабочего задания на другое, высокой скоростью выполнения отдельных операций требует высоких показателей подвижности нервных процессов [5].
Поскольку деятельность тьютора связана с осуществлением широкого круга разнообразных задач, для успешной профессиональной деятельности в этой сфере необходимо отбирать лиц, сочетающих в комплексе высокие показатели силы и подвижности нервных процессов, имеющих адекватную самооценку и средний уровень личностной тревожности.
Таким образом, для обеспечения качества дистанционного обучения необходим тщательный отбор кандидатов, связанный с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.