Влияние компетенций тьютора на качество дистанционного обучения

В статье рассматривается проблема влияния компетенций тьютора на качество дистанционного обучения. Дана характеристика профессиональной деятельности тьютора как высококвалифицированного сотрудника. Особое внимание уделено управленческой, преподавательской и коммуникативной компетенции. Сделан вывод о необходимости тщательного отбора кандидатов, связанного с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.

Внедрение электронного обучения и его различных форм невозможно без привлечения такого специфического специалиста на рынке образовательных услуг как тьютор. В переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, наставник, опекун». В отличие от учителя (знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему), педагога (знающего путь и ведущего по нему), это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования».

В настоящее время роль тьютора является одной из решающих для успешной реализации образовательной программы с применением технологий дистанционного обучения. Это связано с тем, что тьютор — единственная связь обучающегося с лицом, принимающим решение о результативности его обучения.  

В процессе дистанционного обучения тьютор выполняет разнообразные функции, такие как:

  • преподавательскую, консультативную (тьютор отвечает на вопросы студентов по курсу, помогает в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.);
  • организаторскую (по сути, осуществляет организацию учебного процесса), менеджерскую (управленческую) функцию процесса обучения, посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д. [1,2].

В настоящее время в зарубежной практике рабочие места тьюторов занимают специалисты с высоким профессиональным уровнем и компетентностью [3].

В традиционном образовании России функции тьютора чаще всего выполняют сотрудники деканатов, должности которых рассматриваются как должности учебно-вспомогательного персонала, часто не имеющие достаточного образования, навыков и опыта преподавательской и проектной работы.

По нашему мнению, в складывающейся форме дистанционного обучения в университете роль тьютора должна быть усилена, в особенности, его управленческая и преподавательская составляющие.

Наряду с вышесказанным, одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности тьютора являются коммуникативные компетенции, к которым можно отнести: навыки межличностной коммуникации с обучающимися, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе и адаптивность, способность к тщательной интерактивной работе. Следует также добавить, что качество работы тьютора, его доброжелательность и расположенность к абитуриентам и студентам, как правило, является определяющим при первоначальном формировании имиджа учебного заведения.

Известно, что наличие необходимых коммуникативных компетенций связано с нейродинамическими особенностями личности, влияющими на успешную профессиональную деятельность [4]. Вместе с этим нейродинамические особенности личности способствуют формированию качеств, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональную деятельность тьютора в электронном обучении.

Влияние нейродинамических особенностей личности на успешность деятельности в большинстве случаев происходит опосредованно: свойства нервной системы во многом определяют специфику протекания психических процессов в деятельности (особенно внимания и памяти), связаны с некоторыми психомоторными особенностями, являются базой для многих свойств темперамента и личности.

Слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Лица с тенденцией к слабости нервных процессов и повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями нервной системы, наоборот, велика вероятность негибкой неадекватно высокой самооценки. Известно, что работа с необходимостью быстрого переключения с одного рабочего задания на другое, высокой скоростью выполнения отдельных операций требует высоких показателей подвижности нервных процессов [5].

Поскольку деятельность тьютора связана с осуществлением широкого круга разнообразных задач, для успешной профессиональной деятельности в этой сфере необходимо отбирать лиц, сочетающих в комплексе высокие показатели силы и подвижности нервных процессов, имеющих адекватную самооценку и средний уровень личностной тревожности.

Таким образом, для обеспечения качества дистанционного обучения необходим тщательный отбор кандидатов, связанный с учётом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.

Литература

  1. Попов В. М. Психология безопасности профессиональной деятельности. Ч.1. Основы: учебное пособие / В. М. Попов. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. — 131 с.
  2. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. В. Казанская [и др.] // Высш. образование в России. — 2007. — № 12. — С. 94-99.
  3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С. [и др.]; под ред. Г. С. Никифорова. — Спб: Изд-во СПбУ, 1991. — 152 с.
  4. Бриг Н. В. Наставник = тьютор / Н. В. Бриг // Управление школой. — 2004. — № 27-28.
  5. Леган М. В. Влияние нейродинамических особенностей личности на успешность профессиональной деятельности тьютора / М. В. Леган, О. В. Андрюшкова // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы 8 Междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Томск, 17-19 сент. 2009 г. — Томск: Графика-Пресс, 2009. — С. 152-153.
01.01.2010 Международная научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск-2010») : сб. материалов конф. (ИТО-Томск-2010)», 23-24 марта 2010 г. - Томск, 2010. - С. 302-304.