Организация взаимодействия со школьниками на базе портала вуза

Известны данные, согласно которым осознанный выбор сферы деятельности, ориентируясь на содержательную сторону будущей профессии, в России осуществляют не более 40 % подростков [1]. По ряду причин, в том числе законодательного характера, среднеобразовательные учреждения не могут проводить профориентационную работу со школьниками на должном уровне. Эта проблема крайне актуальна особенно для технических вузов в связи с тенденцией снижения в России и во всем мире престижа инженерного образования. Поэтому установление устойчивых деятельных отношений с будущими абитуриентами является необходимой структурной частью PR-кампании любого технического вуза.

В Новосибирском государственном техническом университете на всех 11 факультетах ведется активная работа со школьниками, однако, зачастую информационное освещение этой работы неполное и неоперативное. Организация взаимодействия ВУЗ – школьник в настоящее время невозможна без использования современных ИКТ-технологий, в частности без создания специального сайта для поддержки этой деятельности. Каким он должен быть? Представляется, что основные требования к такому интернет-ресурсу должны быть следующими:

  • он не должен иметь прямой рекламный характер – это позволит преодолеть меньшее количество барьеров в восприятии конечного потребителя (школьника) и его родителей;
  • он должен быть построен не по типу демонстрационно-ознакомительного сайта, а в форме, привлекательной для свободного выбора. В нем должен создаваться контекст активной неформальной деятельности школьника, т. е. необходимо создать такую ситуацию, в которой школьники будут проводить время на портале по собственному желанию.

Именно специфика создания психологической привлекательности времяпрепровождения на сайте, совмещенная с очевидной ограниченностью возможных контекстов, которые может предложить портал университета [2], сформировала основную концепцию сайта НГТУ для школьников. Наполнение сайта включает ряд потоков, формируемых тематически и включающих как формализованные, так и относительно свободные информационные блоки. Основное содержание разрабатываемого сайта:

  • официальная информация для абитуриентов (как регламентируется требованиями МОН);
  • профориентационные материалы (в том числе профдиагностическое тестирование);

  • информация о конкурсах (внешних или организуемых непосредственно на портале), школах, курсах, олимпиадах, спортивных и языковых секциях при НГТУ. Тем самым сайт выполняет роль путеводителя по всем проектам и мероприятиям для школьников, в которых участвует вуз;
  • «студенческие советы»: развивают социальную интеграцию будущих студентов, дают им навыки самостоятельного участия в конкурсных и иных проектах, знакомят школьников со спецификой вузовской жизни, что, в сумме, облегчает дальнейшую адаптацию к студенческим задачам.

Помимо стандартных возможностей подобных сайтов (поиск, личная страница и др.) необходимо использовать:

  • элементы технологий социальных сетей и связь с наиболее популярными из них у подростков и старшеклассников (например, «В Контакте»);
  • присвоение баллов за активность на сайте, при достижении определенного количества которых предлагать какой-то ценный бонус, и другие элементы свободной игры, которые стимулируют личную активность участника;

  • связь с наиболее популярными интернет-проектами школьной электронной среды (например, «Дневник.ру»).

В соответствии с описанной концепцией Институтом дистанционного обучения НГТУ в 2012 году запущен проект по разработке сайта для школьников. Работа ведется в рамках программы стратегического развития НГТУ. Помимо прямой выгоды, получаемой от популяризации НГТУ и технического образования в целом в среде школьников, этот проект позволяет значимо влиять на уровень социальной адаптации школьников к будущей студенческой жизни, формирует роль активного пользователя-участника, уменьшая шок перехода от школьной роли пассивного слушателя к активно запрашиваемой вузовскими задачами роли «активно обучающегося».

Литература

  1. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – СПб., 2003.
  2. Новосибирский государственный технический университет [Электронный ресурс] : [Информ. портал] / разраб. и информ. поддержка портала НГТУ: Информ. служба НГТУ ; разраб. и техн. поддержка портала НГТУ : Центр информатизации ун-та. – URL: http://www.nstu.ru (дата обращения: 19.09.2012).

01.01.2012 Развитие единой образовательной информационной среды: на пути к обществу знаний : материалы 11 междунар. науч.-практ. конф. (Томск, 25?26 сент. 2012 г.). – Томск, 2012. – С. 84-85.