В современной России залогом успеха сохранения интеллектуального кадрового потенциала, по словам М. И. Нежуриной [2], является обеспечение высокого качества образования на всех уровнях в сочетании с инновациями.
Электронное обучение (e-Learning) – катализатор инноваций в образовательной сфере, а за качество образования должен быть в ответе каждый, кто участвует в этом процессе.
В сферу российского образования в последние годы под влиянием развития информатизации общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) активно внедряется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
А. М. Новиков проводит классификацию форм обучения по одиннадцати критериям [3]. В статье внимание уделено только одному критерию: по способу получения образования. Формы получения образования делятся на следующие виды: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная и т. д.
Очная форма – форма обучения, предполагающая обязательное посещение занятий, проводящихся в учебном заведении. Заочная форма – форма обучения, позволяющая сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Очно-заочная (вечерняя) форма – форма обучения, предполагающая посещение занятий два-три раза в неделю по вечерам. Экстернат – форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующими промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию [1]. Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
Следует отметить, что термин «дистанционное образование» (distance education) получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это объясняется тем, что в России, в соответствии с законом об образовании, дистанционной формы образования нет – закон регламентирует только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.
Электронное обучение (e-learning) – новый для российской системы образования термин, который используется сегодня сравнительно редко. Данное понятие интегрирует ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивное мультимедиа, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т. п. Термин «электронное обучение» (ЭО) часто отождествляют с понятием «дистанционное обучение». Это не совсем так. Электронное обучение можно трактовать как одно из направлений дистанционного обучения.
Важной особенностью электронного обучения является наличие специальной обучающей среды (оболочки) и возможность обучения в режиме онлайн.
В настоящее время используется также термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме.
Комбинированная форма обучения предполагает наличие двух циклов – дистанционного, т. е. самостоятельного изучения теоретического материала, и очных сессий. Такой подход позволяет сочетать человеческое общение, в результате которого происходят дискуссии, обсуждения, происходит обмен опытом и практическими навыками, и глубокую самостоятельную работу.
Электронное обучение (ЭО) в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) уже достаточно давно развивается; в его реализации участвует значительное количество подразделений, преподавателей и сотрудников университета. Целевые группы ЭО в НГТУ — это студенты заочной и дневной форм обучения; студенты, получающие первое высшее и второе высшее образование частично в дистанционном режиме (комбинированное обучение); преподаватели и сотрудники университета, повышающие квалификацию.
В настоящее время в НГТУ реализуются следующие формы ЭО: в высшем профессиональном образовании (электронная поддержка обучения студентов очной и заочной форм образования; комбинированная форма обучения в заочном образовании); в среднем специальном образовании в Институте социальной реабилитации (в дистанционной довузовской подготовке; в дополнительном профессиональном образовании).
В институте дистанционного обучения (ИДО) на базе Новосибирского государственного технического университета уже не первый год ведется обучение по комбинированной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая – дистанционная (без приезда в НГТУ).
В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей и поэтому количество преподавателей и качество предлагаемых электронных материалов было достаточным для обеспечения качественного учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем на десяти специальностях и остро назрел вопрос о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Анализ эффективности применения технологий электронного обучения в очной, заочной, дистанционной и комбинированной формах обучения показал, что наиболее актуально вопрос о качестве электронного обучение встает при дистанционной форме обучения. Остается нерешенным вопрос, готовы ли участники учебного процесса обеспечить студентам качественный учебный процесс?
Далеко не все преподаватели имеют соответствующий информационно-коммуникационный уровень подготовки для работы со студентами дистанционно. Поэтому для эффективного применения электронного обучения при дистанционной форме требуется дополнительная подготовка преподавателей как в области информационно-коммуникационных технологий, так и в области современных педагогических технологий. Участниками комбинированной формы обучения ИДО НГТУ являются: студент, преподаватель, тьютор, инспектор по работе со студентами, программист. Программисты и технические сотрудники обеспечивают создание и техническую поддержку электронной среды учебного процесса.
Инспектор по работе со студентами обеспечивает документальное сопровождение учебного процесса. Учебный процесс комбинированной формы обучения реализуется на базе НГТУ, что обязывает функционировать учебный процесс и в информационной среде университета, за которую отвечают сотрудники деканата. Тьютор, или администратор службы поддержки студентов, выполняет в системе сопровождения учебного процесса коммуникативную, управленческую и диагностическую функции.
Основными участниками учебного процесса являются студент и преподаватель. Преподаватель – это залог любой педагогической технологии. Опыт показывает, что роль преподавателя в дистанционном обучении повышается и связывают это с личностно-ориентированным подходом, что, так или иначе, отражает индивидуализацию деятельности обучающихся. Отсутствие живого вербального общения заменяется высокой степенью персонализации общения между преподавателем и студентом [4]. Отсюда следует, что преподаватель для реализации учебного процесса должен обладать, наряду с традиционными компетенциями, и дополнительными.
К таким дополнительным компетенциям преподавателя вуза можно отнести следующие:
Опыт внедрения комбинированной формы обучения в НГТУ показал, что далеко не все преподаватели, которые задействованы в учебном процессе, обладают всеми необходимыми компетенциями. По этой причине часть функций преподавателя берут на себя другие участники учебного процесса, которые его поддерживают, например, организаторская компетенция реализована тьюторами учебного процесса. Компетентность в области создания средств обучения обеспечивают сотрудники технической поддержки. Несмотря на это, без дополнительной подготовки преподавателю вуза сложно адаптироваться в новой форме учебного процесса. Многие методы и педагогические технологии, применяемые ими в других формах обучения (очной, заочной), не подходят для использования в комбинированной форме.
Поэтому основной задачей в подготовке преподавателей для качественного обеспечения учебного процесса является не формирование дополнительных компетенций, что немаловажно, а помощь преподавателям в адаптации своих устоявшихся принципов, методов организации и поддержки учебного процесса к новым для них условиям работы в дистанционной форме.