Управление информационными ресурсами образовательного учреждения
Автор курса: О.В. Казанская, доц. кафедры вычислительной техники НГТУ, заместитель директора Института дистанционного образования НГТУ.
Цель курса: ознакомление с основными понятиями, принципами, технологиями и инструментарием управления информационными ресурсами образовательного учреждения, приобретение навыков работы с системами управления обучением. Курс предназначен для специалистов управления образования (специалисты государственных органов управления образованием, директора образовательных учреждений и их заместители).
Начальные требования: обучающиеся должны иметь навыки пользователя ПК,
Форма обучения: очная.
Организация занятий
Занятия проводятся в учебном терминальном классе, в обучении используются программные средства управления, организации и мониторинга применения информационно-коммуникационных ресурсов в деятельности образовательных учреждений.
По каждой теме читается лекция (всего 22 часа), выполняются практические занятия (всего 22 часа). Предусмотрена самостоятельная работа (18 часов) и выполнение курсовой работы.
Объем курса: 72 часа.
Результаты обучения
В результате обучения слушатели будут иметь представление:
- об особенностях современной образовательной информационной среды, о федеральных и региональных решениях по построению единой информационной образовательной среды;
знать:
- пути построения инфраструктуры ИОС ОУ, способы ее формирования в ОУ и управления ее элементами;
уметь (иметь опыт):
- проводить оценку развития информационной образовательной среды ОУ;
- разрабатывать программу формирования информационной образовательной среды конкретного ОУ;
- работать в реальной системе управления обучением;
- работать в распределенной системе тестирования.
Тематический план
Наименование разделов,дисциплин и тем |
Всего,час |
В том числе |
лекции |
практическиезанятия |
самостоятельная работа |
1. Основные понятия |
2 |
2 |
— |
1 |
2. Информационная образовательная среда |
6 |
3 |
2 |
2 |
3. Технологическое обеспечение ИОС ОУ |
18 |
4 |
8 |
6 |
4. Традиционные и современные функции управления информационными и телекоммуникационными технологиями в ОУ |
6 |
3 |
2 |
2 |
5. Формирование новых знаний как новая функция управления в ИОС ОУ |
4 |
2 |
2 |
1 |
6. Эффективность управления информационными ресурсами ОУ |
10 |
4 |
4 |
3 |
7. Примеры лучшего опыта в формировании ИОС |
10 |
4 |
2 |
3 |
Консультации |
2 |
|
2 |
|
Подготовка курсовой работы |
10 |
|
|
10 |
ИТОГО |
72 |
22 |
22 |
28 |
Содержание курса
- Понятие информационных образовательных ресурсов в контексте информационной образовательной среды образовательного учреждения (ОУ). Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании. Ресурсы единой информационной образовательной среды, федеральные отраслевые и региональные ресурсные центры.
- Цели и задачи формирования информационной образовательной среды ОУ и управления ее элементами. Инфраструктура информационной образовательной среды (ИОС). Влияние ИОС на качество образования. Основные направления развития ИОС: повышение квалификации преподавателей и сотрудников для работы в ИОС, обеспечение необходимого уровня компетенций учащихся в области ИКТ, развитие системы нормативно-методического обеспечения ИОС, формирование библиотеки электронных учебных материалов.
- Технологическое обеспечение ИОС ОУ: комплексы электронных учебных материалов, депозитарий, медиатека, электронная библиотека, сайт, образовательный портал ОУ, системы управления обучением, виртуальные обучающие среды — Virtual Learning Environment, автоматизированные системы управления ОУ.
- Традиционные и современные функции управления информационными и телекоммуникационными технологиями в ОУ. Управление персоналом, ответственным за информационные и телекоммуникационные технологии в ОУ. Интеграция в единую образовательную среду региона, страны, мира, взаимодействие с ресурсными центрами. Обеспечение учителей рабочими местами для работы в ИОС ОУ и повышения ИКТ — компетенций преподавателей. Сетевые образовательные проекты.
- Особенности управления информационными ресурсами в школах.
- Формирование новых знаний как новая функция управления в ИОС ОУ. Модели извлечения знаний в ИОС ОУ.
- Эффективность управления информационными ресурсами ОУ: критерии, факторы, пути повышения. Показатели влияния информатизации образования на качество образования, оценка информационной образовательной среды.
- Примеры лучшего опыта в формировании ИОС. Анализ информатизации школьного образования. Развитие единой образовательной среды в России и в регионах Сибирского федерального округа.
Итоговая работа — самостоятельная работа, в рамках которой предусмотрена разработка программы формирования информационной образовательной среды конкретного ОУ.
Фрагмент структуры выпускной работы
Раздел 1. Анализ информационной образовательной среды ОУ
- Общая характеристика образовательного учреждения (ОУ) – в соответствие с предложенной методикой анализа.
- Оснащенность ОУ информационно-коммуникационными ресурсами.
- Оценка уровня профессиональной информационно-коммуникационной компетенции сотрудников ОУ. Анализ слабых и сильных сторон ОУ в части информатизации образования можно представить в виде следующей таблицы, например:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
- Перечень учебных курсов, востребованных преподавателями ОУ для повышения информационно-коммуникационных компетенций в образовательной деятельности.
- Направления деятельности по дальнейшему формированию информационно-образовательной среды ОУ и ее интеграции в единую информационную образовательную среду.
Рекомендуемая литература
- Афанасьев Ю.А. Развитие информационной образовательной среды университета как фактор повышения качества образования / Ю.А. Афанасьев, О.В. Казанская // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы = Education Quality EQ-2005: Материалы 6 междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ, 23-25 мая 2005 г.). — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — С. 384-387. — Библиогр.: с. 387.
- Афанасьев Ю.А., Казанская О.В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое дистанционное образование. – Томск, 2001. — №1 (3). — С. 42-45.
- Афанасьев Ю.А., Казанская О.В. Управление информационными ресурсами университета / Единая образовательная среда: проблемы и пути развития: Материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — С. 98-100.
- Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М., 2003.
- Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИЙ ИТТ «Информика». — Вып. 1. — М., 2003. — Вып. 2. — М, 2004. — Вып. 3. – М., 2005.
- Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под общ. ред. С.И. Маслова. — М., 2004.
- Казанская О.В. Методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде / О.В. Казанская, Г.Б. Паршукова // Открытое и дистанц. образование. — Томск, 2006. — № 1. — С. 59-63.
- Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 352 с.
- Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии / Отв. ред. В.Г. Кинелев. — М., 1999.
- Образовательные интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова. — М.: Просвещение, 2004. — 287 с.
- Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 148 с.
01.01.2006
Информационные педагогические технологии : комплекс. программа подгот. преподавателей в области использования ИКТ в проф. деятельности. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - Блок 3: Специализированная подготовка. 3.2: Управление информационными ресурсами образовательного учреждения. - С. 71-75. - Библиогр. : с. 75.