Европейский фонд подготовки кадров в рамках программ Европейского Союза по непрерывному образованию в 2002 и 2004 годах выполнял проект в области обучения в течение жизни с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в рамках которого проводился обучающий курс «Консолидация знаний по оценке деятельности проектов через электронное обучение» (Consolidating Knowledge on Project Evaluation through e-Learning).
В обучающий курс в дистанционном режиме были вовлечены специалисты в области образования и переобучения кадров из России и Сербии. От НГТУ обучались 4 человека.
В данном курсе были затронуты такие направления деятельности ЕС как совместная оценка деятельности международных проектов, обучение в течение жизни, открытый доступ к образованию для всех. Особое значение было уделено внедрению ИКТ в образование.
Курс был разделен на два модуля (начальный и продвинутый). Первый модуль был проведен в 2002 году. Второй модуль продвинутого уровня начался в сентябре 2004 года, продолжался пять недель с последующими двумя неделями для выполнения тестового задания.
Организаторами курса были разработаны пять уроков в каждом модуле, сформулированы домашние задания, сформулированы вопросы тестов, проведен и оценен тест, организовано общение с участниками с помощью дискуссионной платформы.
Участники курса использовали web-сайт с входным паролем, ILIAS on-line платформу, предназначенную для доступа к материалам курса, которая была разработана для электронного обучения университетом в г. Кельне. Простая структура без картинок и «тяжелых знаков» обеспечивала легкость доступа к курсу. Следует отметить, что при организации первого модуля в 2002 году использовалась on-line платформа Blackboard, которая была более труднодоступна по медленным каналам связи Интернета, например в России.
Тьютор устанавливал материалы на ILIAS on-line платформу.
На первом этапе участники курса знакомились с функционированием платформы и знакомились заочно друг с другом. Использовались современные обучающие техники, обеспечивалась тьюторская поддержка и техническая инфраструктура.
К достоинствам курса можно отнести, то, что были выставлены словарь ключевых терминов, руководства Еврокомиссии, даны ссылки на web-сайты, касающиеся разных аспектов оценки деятельности программ и проектов.
Трудности были вызваны разницей в терминологии. Например, в английском языке существует несколько значений слова «оценка».
Далее выставлялись уроки, на выполнение которых давалась неделя на каждый. В каждый урок включалось изучение теоретической части, выполнение практических заданий, изучение главы отчета по оценке деятельности проекта, написание и отсылка на дискуссионный форум комментариев, основанных на вопросах преподавателя по главе отчета. Обучающий материал был разработан в соответствии с индикативными направлениями ЕС.
Можно было обратиться индивидуально к преподавателю с платформы.
Тьютор постоянно был в контакте с участниками, чтобы поддерживать связь внутри группы или виртуального класса. Регулярно напоминал о заданиях, следующих уроках, давал технические советы по работе с платформой.
Любой из участников мог выбрать роль модератора, который отвечал за начало дискуссии на форуме, формулируя комментарии, мнения, вопросы, приглашая других реагировать. И также была роль докладчика, который должен был суммировать основные точки зрения, главные моменты и делать заключения, вытекающие из коллективного обмена мнениями. Результаты каждого урока комментировались преподавателем — экспертом проекта. В завершении каждого модуля предлагался тест. Во втором модуле в качестве тестового задания был предоставлен отчет по оценке реально выполненной программы. Нужно было ознакомиться с материалами отчета, провести их анализ и сделать заключения о качестве проделанной работы.
В заключение курса участники курса были приглашены на семинар на тему: «Перспективы обучения в течение всей жизни и информационные и коммуникационные технологии в обществе знаний» (Lifelong Learning perspectives and ICT for the knowledge), который состоялся 18 апреля 2005 года в Турине в офисе европейского фонда подготовки кадров, по завершению которого участникам были вручены сертификаты директором европейского Фонда подготовки кадров.
Данный проект, на наш взгляд, являлся примером успешного использования интеграции ИКТ в учебный процесс. Наряду со знаниями и умениями в области оценки деятельности проектов, мы также получили ценный опыт дистанционного обучения, который важен для каждого преподавателя, приступающего к использованию новых форм on-line обучения в своей педагогической деятельности.