Обучение по комбинированной форме образования реализуется в очном и дистанционном режимах с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Одной из наиболее актуальных задач в рамках организации комбинированной формы обучения является разработка системы оплаты работы преподавателя с применением дистанционных технологий. Важно создать систему оплаты на базе таких принципов, которые стимулировали бы внедрение технологий и форм дистанционного обучения в учебный процесс.
Для решения этой задачи в Институте дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета разработано и утверждено Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на основе дистанционных технологий (далее Положение).
Расчет трудозатрат, утвержденный Положением, исходит из того принципа, что, несмотря на существенное снижение аудиторной нагрузки, оплачиваемые трудозатраты преподавателя не должны быть меньше, чем при очной форме обучения, так как значительно повышают¬ся трудозатраты на подготовку учебно-методических материалов.
Трудозатраты преподавателя при дистанционном обучении формируются из трудозатрат на подготовку учебно-методических материалов и трудозатрат на текущий учебный процесс.
Учебно-методические материалы в соответствии с Положением классифицируются на основные и дополнительные. К основным учебно-методическим материалам отнесены методическое руководство по курсу, материалы к лекциям (теоретические материалы, электронные учебные пособия, презентации в формате Power Point и др.), практикумы (в том числе лабораторные), тренажеры, контролирующие материалы, методические материалы для выполнения самостоятельной работы. К дополнительным — видеоматериалы по курсу, хрестоматии, атласы и др.
По каждому виду учебно-методических материалов определяется максимальное число страниц, которое может быть представлено преподавателем к оплате. Это ограничение зависит от объема часов по данной дисциплине по учебному плану.
Трудозатраты преподавателя на подготовку учебно-методических материалов в часах определяются по количеству представленных страниц материалов (в рамках максимального ограничения) с помощью вспомогательных коэффициентов, зависящих от численности обучаемых.
Важным аспектом мотивации преподавателя по структурированию учебно-методических материалов является то, что наличие у него комплекта материалов, включающего в себя не менее четырех видов материалов и, в обязательном порядке, методическое руководство по курсу, дополнительно премируется.
Затраты труда преподавателя на текущий учебный процесс зависят от числа обучаемых студентов. При комбинированной форме обучения экзамены и зачеты студенты сдают в очной форме, поэтому расчет трудозатрат преподавателя на прием зачетов и экзаменов проводится по общепринятым нормам времени, рекомендуемым Министерством образования и науки РФ.
Текущее консультирование, а также консультирование, прием и проверку расчетно-графических работ, курсовых работ, курсовых проектов, контрольных работ и рефератов преподаватели ведут с использованием дистанционных технологий. Трудоемкость этих видов работ в дистанционной форме существенно возрастает в связи с тем, что:
Поэтому при расчете трудозатрат преподавателя на эти виды работ используются нормативы времени, увеличенные в сравнении с очной формой обучения в среднем в 1.5 раза. Ставки почасовой оплаты труда преподавателей устанавливаются соответствующими приказами по университету.
В Положении также подробно описана методика расчета оплачиваемых трудозатрат, виды учебно-методических материалов, приведены вспомогательные коэффициенты, а также нормы времени на 1 студента.
Разработанное Положение в настоящий момент используется для расчета трудозатрат преподавателей, преподающих по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» по комбинированной форме обучения.