Внедрение электронного обучения и его различных форм невозможно без привлечения такого специфического специалиста на рынке образовательных услуг как тьютор. В настоящее время тьюторы осуществляют разнообразные функции, такие как: преподавательскую, консультативную (тьютор отвечает на вопросы студентов по курсу, помогает в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.); организаторскую (по сути осуществляет организацию учебного процесса), менеджерскую (управленческую)функцию процесса обучения, посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д. [5,6].
Каждый человек является индивидуальностью, т.е. своеобразным сочетанием, комплексом его отдельных особых и неповторимых качеств, влияющих на его профессиональную деятельность. В связи с многообразием содержания профессиональной деятельности тьютора (его ролей и функций) необходим психологический отбор индивидуумов по индивидуальным особенностям личности, а также индивидуализация условий деятельности, включающая в том числе и выработку индивидуального стиля деятельности.
При изучении приспособления человека к данной профессиональной деятельности, необходимо учитывать его индивидуальность с качествами разных уровней, в том числе и его нейродинамические особенности — прежде всего силу, подвижность и лабильность нервных процессов. Тем более, известно, что возможность коррекции нейродинамических особенностей крайне незначительна [1].
Влияние нейродинамических особенностей личности на успешность деятельности в большинстве случаев происходит опосредованно: свойства нервной системы во многом определяют специфику протекания психических процессов в деятельности (особенно внимания и памяти), связаны с некоторыми психомоторными особенностями, являются базой для многих свойств темперамента и личности.
В связи с вышесказанным, целью данного исследования является рассмотрение особенностей нейродинамики, способствующих формированию качеств, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональную деятельность тьютора в электронном обучении.
Слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Лица с тенденцией к слабости нервных процессов и повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями нервной системы, наоборот, велика вероятность негибкой неадекватно высокой самооценки. Известно, что работа с необходимостью быстрого переключения с одного рабочего задания на другое, высокой скоростью выполнения отдельных операций требует высоких показателей подвижности нервных процессов [1].
Поскольку деятельность тьютора связана с осуществлением широкого круга разнообразных задач, для профессиональной деятельности в этой сфере необходимо отбирать лиц, сочетающих в комплексе высокие показатели силы и подвижности нервных процессов, имеющих адекватную самооценку и средний уровень личностной тревожности.
Лица с тенденцией к слабости и малой лабильности нервных процессов для осуществления данной деятельности не подходят, намного успешнее ими осуществляется деятельность, связанная с монотонностью, работой со слабыми сигналами, вызывающяя утомление статического характера.
Для прогнозирования успешной профессиональной деятельности в сфере тьюторства ДО могут применяться специальные опросники (например тест-опросник EPI, созданный английским психологом Г. Айзенком и т.д., шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергом, адаптированная Ю.Л. Ханиным и т.д.) [3, 4].