Современные тенденции управления электронным обучением в профессиональном образовании

Как известно, массовое внедрение идей электронного обучения в реальность произошло в рамках корпоративного обучения, более гибкого и более финансово обеспеченного по сравнению с академическим образованием. И сегодня, несмотря на то, что ведущие университеты всех обитаемых континентов мира в той или иной форме реализуют электронное обучение, тем не менее, первую скрипку в процессах его развития играют профессионалы корпоративного обучения. Этим объясняется и тот факт, что различные обзоры тенденций развития электронного обучения (ЭО) содержат анализ и прогнозы, полученные от экспертов соответствующих подразделений крупных корпораций или представителей вендоров, т. е. компаний-произво¬дителей инструментария электронного обучения, которые не всегда дают адекватную оценку процессов, происходящих и прогнозируемых в сфере электронного обучения в профессиональном образовании. При этом надо отметить, что анализ достижений электронного обучения в общем образовании, на взгляд автора, представлен более полно, очевидно, вследствие большей степени стандартизации управленческих и учебных процессов в этой области образования.

Обзор, выполненный на всестороннем изучении существующих источников, описывающих интересующие нас процессы в зарубежных и российских университетах и колледжах, позволил бы достаточно обоснованно дать некие прогнозы и рекомендации, как по краткосрочному, так и среднесрочному планированию. Но, к сожалению, автору неизвестны подобные исследования. Поэтому представляется интересным рассмотреть основные подходы к такому анализу.

Сегодня, когда говорят об электронном обучении, зачастую отдельно описывают результаты, достигаемые в формальном (formal) или в неформальном (informal или nonformal) обучении, т. е. в обучении, имеющем различные конечные цели. Как уже говорилось, ЭО также различается в корпоративном обучении и академическом образовании, на различных уровнях профессионального образования.

С точки зрения используемых ресурсов, естественно, в первую очередь всегда описываются новации в использовании технических средств и программно-технических разработок.

Важным аспектом исследования в последние годы становится социально-культурная среда внедрения ЭО, хотя политико-экономические условия, очевидно, учитывались всегда.

В рамках высшего профессионального образования наиболее значимыми аспектами исследования процессов электронного и дистанционного обучения (зачастую эти понятия не различаются) в наше время можно считать следующие.

  1. Управление электронным обучением в традиционном вузе (включая такие направления, как теория и практика оценивания качества и эффективности электронного обучения).
  2. Развитие технического и технологического обеспечения.
  3. Формирование новой педагогической теории и практики, соответствующих современным технологиям.
  4. Особенности использования и развития ЭО в различных социокультурных средах.

В рамках первого направления отмечается, например, что образование «он-лайн» означает новые организационные изменения, вплоть до институциональных изменений, что конкуренция на рынке высшего образования подталкивает университеты к усовершенствованию организационной структуры для обеспечения эффективности, что новые модели требуют изменения традиционных функций, так как электронное обучение, как правило, не подгоняется в существующую университетскую структуру /1/; что «без административного лидерства дистанционное образование в вузе развивается медленно или не развивается вообще» /2/.

В публикациях российских авторов управление ЭО рассматривается преимущественно как управление учебным процессом и формирование ресурсной базы (в первую очередь, технологической) /3,4/. Важность организационных изменений в университетском управлении в связи с развитием ЭО рассматривается в большей степени в постановочном плане /5/.

Понимание необходимости комплексного управления процессами, формирующими электронное обучение, пришло еще в самом начале нового века, вследствие распространенности негармоничного развития отдельных составляющих ЭО (например, общеизвестно, что сначала закупается оборудование, а только после этого обучаются преподаватели). По словам автора обзора /6/ Канаво В.А., если вы опубликовали электронный учебник в Интернете, это еще не электронное обучение, ведь дистанционное и электронное обучение характеризуется наличием персонального тьютора, средствами коммуникаций типа «преподаватель-студенты» и «студент–студенты», средств оценки знаний и т. д. Несистемное управление электронным обучением отмечается не только в высшем образовании: так в /4/ хоть и отмечается количественный рост консолидированного рынка инструментария ЭО для корпоративного обучения и академического образования, в то же время подчеркивается отсутствие качественного роста вследствие неосознанности целей, непоследовательности внедрения, недостатка специалистов у покупателей, т.е у корпораций, обучающих свой персонал, у учебных центров, у вузов.

К вопросам управления относятся и формирование инвестиционного портфеля ЭО, важнейшей составляющей которого является выбор платформы, реализующей функции системы управления обучения (Learning Management System – LMS) /7/. Неправильный выбор системы управления обучением приводит не только к излишним финансовым издержкам, но и к неоправданным затратам преподавательского труда, возможному разочарованию, отсутствию заинтересованности со стороны преподавателей.

Анализ и прогнозирование развития процессов, обуславливающих качественное и эффективное электронное обучение в профессиональном образовании, необходимые для принятия управленческих решений, позволяет уменьшить не только материальные, но и моральные потери при реализации различных организационных моделей электронного обучения в традиционном университете.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Casanovas I. Exploring the Current Theoretical Background About Adoption Until Institutionalization of Online Education in Universities: Needs for Further Research // El. Journ. of e-learning. 2010, Volume 8, Issue 2, pp. 73–84. [Электронный ресурс: http://www.ejel.org]
  2. Wiesenmayer R. Lori Кupczynski L., Iсе Р. Тhе Rоlе оf Pedagogical Guidance provideb to Faculty in Online Pгоgrams: Соnsiderations fоr Highеr Education Administrators // Оnline Jornal of Distance Learning Administration. 2008. Vol. 11, № 4. Winter. University of West Georgia, Distance Education Center Back to the Online Journal of Distance Learning Administration Contents.
  3. Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. Управление Интернет-обучением в высшей школе / Под ред. Крука Б.И. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 224 с.
  4. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: Новая техника, 2006. – 464 с.
  5. Casanovas I. Exploring the Current Theoretical Background About Adoption Until Institutionalization of Online Education in Universities: Needs for Further Research // El. Journ. of e-learning. 2010, Volume 8, Issue 2, pp. 73–84. [Электронный ресурс: http://www.ejel.org]
  6. Тихомирова Н.В. Управление современным распределенным университетом: концепция, инструменты, методы //Высшее образование в России, 2010, № 4. С. 8–16.
  7. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010–2013. Автор обзора Канаво В.А., 2010 [Электронный ресурс: http://www.smart-edu.com]
  8. Brown M. and others. The VLE as Trojan Mouse: Policy, Politics and Pragmatism // El. Journ. of e-learning. 2010, Volume 8, Issue 2, pp. 63–72. [Электронный ресурс: http://www.ejel.org]
  9. Hall Br. Five Learning Trends for 2009 [Электронный ресурс] Helmer J. E-learning trends for 2010 [Электронный ресурс: http://www.line.co.uk/viewpoints/ e-learning-trends-for-2010/]
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 33-35.