Как известно, массовое внедрение идей электронного обучения в реальность произошло в рамках корпоративного обучения, более гибкого и более финансово обеспеченного по сравнению с академическим образованием. И сегодня, несмотря на то, что ведущие университеты всех обитаемых континентов мира в той или иной форме реализуют электронное обучение, тем не менее, первую скрипку в процессах его развития играют профессионалы корпоративного обучения. Этим объясняется и тот факт, что различные обзоры тенденций развития электронного обучения (ЭО) содержат анализ и прогнозы, полученные от экспертов соответствующих подразделений крупных корпораций или представителей вендоров, т. е. компаний-произво¬дителей инструментария электронного обучения, которые не всегда дают адекватную оценку процессов, происходящих и прогнозируемых в сфере электронного обучения в профессиональном образовании. При этом надо отметить, что анализ достижений электронного обучения в общем образовании, на взгляд автора, представлен более полно, очевидно, вследствие большей степени стандартизации управленческих и учебных процессов в этой области образования.
Обзор, выполненный на всестороннем изучении существующих источников, описывающих интересующие нас процессы в зарубежных и российских университетах и колледжах, позволил бы достаточно обоснованно дать некие прогнозы и рекомендации, как по краткосрочному, так и среднесрочному планированию. Но, к сожалению, автору неизвестны подобные исследования. Поэтому представляется интересным рассмотреть основные подходы к такому анализу.
Сегодня, когда говорят об электронном обучении, зачастую отдельно описывают результаты, достигаемые в формальном (formal) или в неформальном (informal или nonformal) обучении, т. е. в обучении, имеющем различные конечные цели. Как уже говорилось, ЭО также различается в корпоративном обучении и академическом образовании, на различных уровнях профессионального образования.
С точки зрения используемых ресурсов, естественно, в первую очередь всегда описываются новации в использовании технических средств и программно-технических разработок.
Важным аспектом исследования в последние годы становится социально-культурная среда внедрения ЭО, хотя политико-экономические условия, очевидно, учитывались всегда.
В рамках высшего профессионального образования наиболее значимыми аспектами исследования процессов электронного и дистанционного обучения (зачастую эти понятия не различаются) в наше время можно считать следующие.
В рамках первого направления отмечается, например, что образование «он-лайн» означает новые организационные изменения, вплоть до институциональных изменений, что конкуренция на рынке высшего образования подталкивает университеты к усовершенствованию организационной структуры для обеспечения эффективности, что новые модели требуют изменения традиционных функций, так как электронное обучение, как правило, не подгоняется в существующую университетскую структуру /1/; что «без административного лидерства дистанционное образование в вузе развивается медленно или не развивается вообще» /2/.
В публикациях российских авторов управление ЭО рассматривается преимущественно как управление учебным процессом и формирование ресурсной базы (в первую очередь, технологической) /3,4/. Важность организационных изменений в университетском управлении в связи с развитием ЭО рассматривается в большей степени в постановочном плане /5/.
Понимание необходимости комплексного управления процессами, формирующими электронное обучение, пришло еще в самом начале нового века, вследствие распространенности негармоничного развития отдельных составляющих ЭО (например, общеизвестно, что сначала закупается оборудование, а только после этого обучаются преподаватели). По словам автора обзора /6/ Канаво В.А., если вы опубликовали электронный учебник в Интернете, это еще не электронное обучение, ведь дистанционное и электронное обучение характеризуется наличием персонального тьютора, средствами коммуникаций типа «преподаватель-студенты» и «студент–студенты», средств оценки знаний и т. д. Несистемное управление электронным обучением отмечается не только в высшем образовании: так в /4/ хоть и отмечается количественный рост консолидированного рынка инструментария ЭО для корпоративного обучения и академического образования, в то же время подчеркивается отсутствие качественного роста вследствие неосознанности целей, непоследовательности внедрения, недостатка специалистов у покупателей, т.е у корпораций, обучающих свой персонал, у учебных центров, у вузов.
К вопросам управления относятся и формирование инвестиционного портфеля ЭО, важнейшей составляющей которого является выбор платформы, реализующей функции системы управления обучения (Learning Management System – LMS) /7/. Неправильный выбор системы управления обучением приводит не только к излишним финансовым издержкам, но и к неоправданным затратам преподавательского труда, возможному разочарованию, отсутствию заинтересованности со стороны преподавателей.
Анализ и прогнозирование развития процессов, обуславливающих качественное и эффективное электронное обучение в профессиональном образовании, необходимые для принятия управленческих решений, позволяет уменьшить не только материальные, но и моральные потери при реализации различных организационных моделей электронного обучения в традиционном университете.