Электронные образовательные ресурсы: современные возможности

Информационные (электронные) образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

  1. Электронные средства обучения.
  2. Инструментальные и прикладные программы.
  3. Информационные ресурсы Интернета

Электронные средства обучения

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.

Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:

  • адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
  • тиражирование и/или размещение материалов в сети.

Инструментальные программы

Инструментальными называются программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие преподавателю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания (например, математику или иностранный язык). Независимо от объема учебного курса и типа учебных заданий инструментальные программы состоят из двух блоков – рабочего блока преподавателя и блока студента. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online) – в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.

Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу студента. Одной из популярных программ такого типа является инструментальная программа-оболочка для создания тренировочно-контролирующих заданий «Hot Potato», разработанная в Центре гуманитарного образования Университета Виктории (Канада). Эта программа-оболочка необходима только для работы преподавателя, в то время как студент выполняет задания, используя стандартный веб-браузер (программа для просмотра интернет-страниц). Программа Hot Potato широко используется во всем мире для создания компьютерных учебных материалов по различным дисциплинам на разных языках, включая русский. В НГТУ к использованию программы уже приступили преподаватели иностранных языков.

Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления. В следующем выпуске будет подробнее рассказано о работе, которая ведется в этом направлении в НГТУ.

Информационные ресурсы Интернета

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

  • веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
  • веб-сайты – информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
  • электронные рассылки по проблемам образования;
  • информационные и справочные порталы;
  • ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Согласно «Основным положениям концепции создания системы образовательных порталов» А.Д. Иванникова и А.Н. Тихонова, порталом называется «комплекс узлов, подключенных к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию». Веб-сайт же обычно определяют более широко – как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе HTTP) и доступную всем пользователям сети Интернет.

С точки зрения пользователя они отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата – электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д.

Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д. Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование» и «Грамота.Ру».

Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и т.д. Портал «Грамота.Ру», посвященный русскому языку, предоставляет не только возможность поиска по многочисленным ресурсам, но и консультации специалистов в области русского языка и культуры речи.

Адреса порталов: http://gramota.ruhttp://www.edu.ru

Об авторе обзора:Марина Анатольевна Бовтенко, к.филол.н., доцент, с.н.с. Института дистанционного образования, директор Центра лингвометодических ресурсов НГТУ

01.01.2004 Информационные технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2004. - № 1. - С. 4-5.