Современный этап развития образования характеризуется интенсивным внедрением технологий электронного обучения (e-learning). Как правило, под электронным обучением понимают процесс обучения через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. Электронное обучение широко применяется в корпоративном обучении, но становится все более очевидным эффективность применения его технологий и в высшем образовании, как для целей дистанционного обучения, так и в традиционном обучении. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе позволяет значительно интенсифицировать самостоятельную работу студентов, обеспечивая их не только доступными учебно-методическими материалами, но и разнообразными сервисами, направленными на обеспечение коммуникаций учебного назначения студентов между собой, с преподавателями, со службой поддержки учебного процесса. Такие сервисы оказываются весьма привлекательными для студентов, имеющих доступ к сети Интернет.
Университетское образование, оставляя своим преимуществом традиционное обучение в режиме «face-to-face» c высококвалифицированным преподавателем и в студенческой группе, обеспечивающее личностное развитие студента, может эффективно использовать технологии электронного обучения для уменьшения затрат времени как студента, так и преподавателя на рутинные процедуры: для студента – на поиск предпочтительных учебно-методических материалов, ожидание консультации и совета и др., а для преподавателя – на проверку наличия базового уровня знаний, на ответы на часто задаваемые вопросы. Для организаторов и менеджеров учебного процесса введение технологий электронного обучения означает не только сокращение трудозатрат на ведение документооборота, но и более очевидную возможность мониторинга качества преподавательской деятельности, так как электронное обучение предполагает, что текущая деятельность преподавателя выходит за пределы аудитории и отражается на сайте учебного заведения в виде ответов на вопросы, комментариев по ходу обучения и др.
Таким образом, внедрение технологий электронного обучения в учебный процесс предполагает не только формирование комплектов электронных учебно-методических материалов, но и разработку и внедрение систем управления учебным процессом (LMS – learning management system).
Для поддержки самостоятельной работы при консультативной поддержке образовательного учреждения необходимы: административная система управления, система для изучения теоретического материала при консультации преподавателей, комплекс интерактивных учебных заданий для тренинга и система проверки и контроля знаний и умений.
В институте дистанционного образования (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) ведутся разработки методического и технологического обеспечения в сфере качества дистанционного образования, проектирования образовательных программ, тестовых систем, стандартизации и сертификации средств электронного обучения.
В настоящее время в ИДО НГТУ разработана программная система управления дистанционным обучением студентов. Система состоит из локальной подсистемы, доступной только административному персоналу и образовательного портала, доступного студентам по сети Интернет (http://ido.nstu.ru). При обращении к порталу осуществляется регистрация учащихся. Студентам и преподавателям доступна информация об учебном процессе, об учебных и календарных планах, информация о факультетах, кафедрах, контактных электронных адресов и телефонах преподавателей.
Доступ к учебно-методическим материалам обеспечивается с помощью ряда программных средств:
Депозитарий электронных образовательных ресурсов содержит полнотекстовые учебные материалы по некоторым курсам, а также все учебно-методические материалы, опубликованные в издательстве университета за последние годы, полнотекстовые хрестоматии по выбранной специальности и т.п.
На портале ИДО функционирует система управления курсами. Данная система позволяет любому преподавателю, имеющему базовые навыки работы с компьютером, без участия программистов представлять на сайте свои учебно-методические материалы в любом формате. Система постоянно совершенствуется, но основная задача сотрудников ИДО в этой области на сегодня – привлечь к этой системе внимание как можно большее число преподавателей университета, продемонстрировать им простоту и эффективность работы с системой.
Подсистема консультаций, позволяет преподавателю организовывать форумы в рамках и по темам своего курса, получать и редактировать вопросы студентов, делать доступным для студентов всей группы ответы на поставленные вопросы.
Одной из основных частей системы дистанционного обучения являются средства контроля знаний. В настоящее время существует достаточно много различных тестирующих систем не совместимых друг с другом. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Однако тесты, созданные в одной из таких систем, не могут быть использованы в другой без дополнительной перекодировки. В НГТУ создана система, основанная на спецификации IMS QTI. Система состоит из трех подсистем и позволяет создавать тесты для дистанционного тестирования, проводить опросы через Интернет или локальную сеть, хранить данные результатов тестирования в независимом от программной оболочки виде и анализировать результаты.
Для обеспечения возможности использования образовательных продуктов различными потребителями ДО необходимо использовать открытые технологические стандарты (например, язык разметки HTML и XML, форматы pdf, gif, jpeg, mpeg, Real Media). Структура учебного материала, форма представления и сценарий изучения, в свою очередь, требуют специальных стандартов для своего описания с целью автоматической обработки: возможность композиции/декомпозиции, импорта/экспорта в различные системы.
Дальнейшее развитие электронного обучения в настоящее время существенно сдерживается недостаточностью стандартизации в этой области (стандарты описания вопросов, учитывающие различные типы вопросов, формы представления, структуру результатов и др.; технологические стандарты для построения систем оценки знаний для обеспечения возможности использовать системы тестирования на различных программно-аппаратных платформах на стороне клиента и сервера; стандартные технологии, протоколы передачи данных для эффективного осуществления доставки учебных материалов и др.).
Основной целью разработки системы поддержки электронного обучения в НГТУ является совместимость учебных материалов с международными спецификациями. Это позволит создавать межвузовские образовательные программы и обмениваться учебными курсами в рамках выбранной специальности.