Эволюция технологий электронного обучения

Эволюция технологий электронного обучения детерминирована развитием высшего профессионального образования, а точнее модернизационными процессами последней четверти 20 века. Д. Карьер [1] (1990) назвал главным фактором развития современного высшего образования его «массовость» [2]. Резко изменились характеристики современного студента: социальные, культурные и экономические, однако, несмотря на массовость, традиционная система высшего образования не может удовлетворить возрастающие потребности молодых людей. В этом контексте именно электронное обучение позволяет университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги.

Эти изменения нашли свое отражение в профессиональных журналах и материалах конференций, которые описывают классификацию методов, способы создания и доставки электронных учебных матриалов, особенности он-лайн педагогики, а также более широкое использование мультимедиа, способы контроля за деятельностью педагогов и учеников.[3]

Том Келли (компания Cisco), комментируя развитие электронного обучения использует аналогию с киноиндустрией: он считает что, мы перешли от этапа «живых выступлений (аудиторные занятия) к киноидунстрии (электронное обучение)». Хотя технология электронного обучения не вступила еще в эпоху «блокбастера Спилберга», но отрасль, по мнению Келли, развивается быстрыми темпами.

Современные технологии дистанционного обучения прошло через несколько фаз эволюционного развития, некоторые из которых были оптимистичны, тогда как другие были слишком пессимистичными.

Можно выделить несколько фаз развития электронного образования:

  • эпоха энтузиастов, когда довольно расточительно финансировались отдельные проекты отдельных энтузиастов;
  • консервативная эпоха экономического расчета, когда администраторы предпочитали рассчитывать инвестиционную отдачу финансирования проектов в области электронного обучения [4];
  • эпоха системного проектирования, когда появились первы системы управления обучением (LMS);
  • эпоха «доткомов», кода неограниченные возможности WWW спровоцировали рост мошеннических образовательных центров, обещавших хорошее образование в «любом месте, в любое время»;
  • эпоха электронного бизнеса и создание электронных учебных заведений, обеспечивающих дешевый и эффективный доступ к образованию, без бюрократии и жесткости, традиционно связанных с традиционными учебными заведениями.

В настоящее время есть основания полагать, что наступает период устойчивого роста в области электронного обучения и развития технологии и педагогического мастерства.

Это может повлиять на смену образовательной парадигмы и самым ярким эффектом новой парадигмы является суверенитет ученика, понятие «учитель» останется в прошлом. Таким образом, электронное обучение меняет характер своего развития с эволюционного на революционный. Однако хорошо ли это?

Р. Дэбре считает, что институция должна подчиняться процессу «школа – образованию, музей – выставкам, библиотека – чтению, мастерская – ученичеству, лаборатория – исследованиям, церковь – культу и т. д.» [5]. Согласимся с этим, и мы поймем, что нельзя фетишировать и действия, отделяя их от предназначения.

Если под эволюцией понимать развитие процесса или явления, в результате чего предмет или явление становятся качественно лучше, то работа девяти конференций ЕОИС является образцом эволюции технологии электронного обучения и дистанционных форм обучения в традиционных университетах.

Можно констатировать, что базовые (пленарные) доклады конференций с 2003 изменились в сторону больших обобщений и глобальности.

Если в 2003 году авторы рассуждали о необходимости институциональных преобразований информационно-образовательной среды (Солдаткин В.И.) и роли технических университетов в ее формировании (Востриков А.С., Гужов В.И., Казанская О.В.), то уже в 2005 году в качестве перспектив ЕОИС стояла проблема создания межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций (В.И. Зинченко, Г.В. Майер, В.П. Демкин).

В 2007 базовая проблема формулировалась как проблема интеграционного характера в федеральных масштабах национальных проектов – «Интеграция деятельности образовательных учреждений как необходимое условие успешной реализации приоритетного национального проекта» (Майер Г.В., Демкин В.П.) и «Единая образовательная информационная среда: реализация федеральных целевых программ 2001-2005 гг. в субъектах СФО (Бурков О.В.)».

С удовольствием (как гуманитарий) отмечу и появление таких секций (и докладов на них), как «Социально-гуманитарные проблемы информатизации» и «Электронные библиотечные системы» (2007 год), однако достойного продолжения в 2008 и 2009 году эти тематики не получили.

Следует отметить, что глобализация проблематики технологий электронного обучения в системах открытого и дистанционного образования, прослеживаемая в пленарных выступлениях конференций ЕОИС не коррелируется с тематикой секционных выступлений и стендовых докладов.

Публикации в сборниках материалов конференции посвящены различным аспектам технологий электронного обучения и формирования информационно-образовательной среды, однако большая доля приходится на публикации, описывающие конкретные электронные средства обучения и программно-технологические комплексы создания и доставки учебных материалов. И здесь приходится с сожалением отметить, что описание собственного опыта авторов сообщений зачастую не доходит до уровня обобщений и анализа позиции своих разработок в общем контексте единой информационно-образовательной среды Сибири, России и мира (иногда складывается впечатление, что авторы, первый раз участвующие в конференции, не дали себе труд познакомиться с предыдущими публикациями).

Таким образом, сборники ЕОИС (с 2002 по 2010) представляют некую феноменологию электронного и дистанционного обучения, описывая сложившуюся практику, ставя наболевшие вопросы, описывая актуальные проблемные ситуации, но не конструируют теорию и в какой-то степени делая из технологий электронного обучения фетиш, мало прописывая его миссию в 21 веке – веке информационного общества. Но ведь «теория всегда предшествует наблюдениям» (К. Поппер)[6].

В заключение хочется предложить учредителям и активным авторам-участникам ЕОИС оформить свои многолетние размышления в некую онтологию ЕОИС в формате коллективной научной монографии.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Carrier, D. (1990). Законодательство в качестве стимула для инноваций. «Менеджмент образования», 2 (1), 88?98. = Legislation as a stimulus to innovation// Higher Education Management, 2 (1), 88–98.
  2. The evolution of e-learning // Annual Conference: ascilite 2005, Brisbane, Australia. – http://www.ascilite.org.au/index.php?p=conference.
  3. Sims, R. (2004). Trends, fads and futures: 21 years of educational multimedia: Where have we got to, and Тенденции, фантазиями и фьючерсов: 21 лет образовательные мультимедиа: Где же нам, и where should we go? Proceedings of World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and куда мы идем? Труды Всемирной конференции по образования мультимедиа, гипермедиа и Telecommunications 2004 (pp. 3755–3766). Телекоммуникации 2004 (с. 3755–3766). Chesapeake, VA: AACE. Chesapeake, В. А. AACE.
  4. Kruse К. Calculating an e-learning cost comparison//e-learning guru http://www.e-learningguru.com/articles/art5_4.htm.
  5. Дебрэ Р. Введение в медиологию / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Праксис, 2010. – с. 24 – 25.
  6. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Отв. ред. В.Н. Садовский. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – С. 188.
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 17-19.