Телематика’2005

7-9 июня 2005 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики состоялась XII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика’2005».

Организаторы конференции − Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Российская Академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Национальный фонд подготовки кадров и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики.

Эту конференцию можно считать, наверное, самой значимой в России для специалистов в области ИКТ в образовании и науке, — в первую очередь по составу участников и актуальности тематики докладов. Именно «Телематика» позволяет получить представление о современном состоянии и основных направлениях развития информационных образовательных и научных технологий в России.

О «Телематике»

Участники «Телематики’2005» на пленарном заседании

Впервые конференция была проведена в 1994 году под названием «Компьютерные технологии в высшем образовании». Название «Телематика» конференция получила в 1995 году. Количество публикаций в сборниках тезисов в разные годы составляло от 140 до 447, число авторов материалов — от 296 до 813.

Материалы «Телематики’2005» размещены на сайте конференции http://tm.ifmo.ru

Материалы конференций за 1999-2004 годы можно найти на сайте портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru/vconf

В этом году в конференции участвовало около 600 специалистов из 60 городов России, включая довольно большое количество представителей так называемых «софтверных» компаний (от английского software — программное обеспечение), продвигающих на рынок российского образования специализированное программное обеспечение. В частности, были представлены такие компании, как Microsoft, IBS, Cisco Systems, российская фирма «1С» и другие. От НГТУ в «Телематике’2005» участвовали директор ИДО В. И. Гужов, заместитель директора ИДО О. В. Казанская и заместитель директора ЦИТ В. А. Астапчук.

На пленарное заседание в рамках конференции были вынесены следующие доклады:

  • О разработке единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке (А. Н. Тихонов, ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»; С. В. Пугачев, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Ю. М. Соломенцев, Б. М. Позднеев, Московский государственный технологический университет «Станкин»);
  • Роль проекта «Информатизация системы образования» в процессе трансформации российской школы (С. М. Авдеева, Национальный фонд подготовки кадров, Москва);
  • Проект программы развития единой образовательной среды на 2006-2010 гг. (С. С. Мацоцкий, Компания IBS, Москва);
  • Комплексная система информационного обеспечения Департамента образования города Москвы (В. Б. Яблонский, Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе Департамента образования города Москвы);
  • Ход реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» (В. Н. Васильев, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ГУИТМиО), Санкт-Петербург; Д. В. Куракин, И. М. Назарова, Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Москва);
  • О деятельности Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки (В. Г. Домрачев, Американский благотворительный фонд «Информатизация», Москва);
  • Международный проект Делфи II, компонент «Открытое и дистанционное обучение» — сетевое сотрудничество, опыт и перспективы (Paul Fenton, М. И. Нежурина, Проект Делфи II, Москва);
  • Решения Microsoft для системы образования (А. В. Данилин, Московское представительство «Майкрософт», Москва);
  • Решения Cisco Systems для образовательных учреждений (Ю. Н. Жокин, Представительство Cisco Systems в России и СНГ, Москва).

В докладе «О разработке единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке», в частности, говорилось о том, что создание единой информационной образовательной среды на основе перспективных ИКТ делает необходимыми:

  • разработку единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке, учитывающей тенденции создания информационного общества, требования международных стандартов, законодательную базу РФ и национальную специфику;
  • разработку комплекса национальных стандартов, отраслевых нормативно-технических и методических документов по ИКТ, гармонизированных с требованиями международных стандартов в области менеджмента качества (серии ИСО 9000) и информационных технологий;
  • развитие телекоммуникационной научно-образовательной сети на основе унифицированных аппаратно-программных средств и технических решений, обеспечивающих взаимосвязь открытых систем на отраслевом и региональном уровнях;
  • создание отраслевой информационной инфраструктуры для подготовки и аттестации кадров в области разработки, стандартизации, сертификации и сопровождения компонентов единой информационной среды и электронных научно-образовательных ресурсов нового поколения;
  • создание системы для мониторинга качества результатов проектов и программных мероприятий, выполняемых для сферы образования в рамках федеральных и отраслевых программ.

В рамках конференции работали пять секций.

На секции «Информационно-телекоммуникационные системы» были преимущественно представлены доклады, посвященные проектированию, анализу, мониторингу и защите телекоммуникационных вычислительных сетей образовательных и научных организаций и их региональных или отраслевых объединений. Рассматривались также вопросы математического моделирования для решения вышеперечисленных прикладных задач.

Выступления, прозвучавшие на секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в образовании и науке», в основном продолжали тему, поднятую в пленарном докладе Б. М. Позднеева. Докладчики рассматривали такие вопросы качества образования, как стандартизация электронных учебных изданий, комплексные решения в области качества электронного обучения, мониторинг и прогнозирование в управлении университетскими процессами и другие. Например, в докладе «О порядке экспертизы, регистрации и опубликования учебных электронных изданий в Кемеровском государственном университете» К. Е. Афанасьева, А. М. Гудова и Ю. С. Попова из Центра информационных технологий Кемеровского государственного университета были описаны утвержденный в КемГУ порядок использования учебных электронных изданий и регламентирующая его нормативная документация.

В частности, в КемГУ было введено понятие грифа Университета и грифа Регионального УМО (УМЦ) для учебных электронных изданий, а также были разработаны процедуры получения данных грифов.

Наибольшее количество докладов — более 100 — было представлено на секции «Информационные ресурсы в образовании и науке». Здесь преимущественно рассматривались следующие вопросы:

  • проектирование электронных учебных комплексов;
  • формирование информационных ресурсов кафедры, университета;
  • создание и использование научно-образовательных порталов, электронных библиотек, виртуальных обучающих сред;
  • проектирование и эксплуатация корпоративных информационных систем научных и образовательных организаций, информатизация процессов управления в университетах.

Большое внимание уделялось развитию различных информационных образовательных центров и их объединению на региональной или отраслевой основе.

Создание секции «Информатизация системы общего и начального профессионального образования» было обусловлено тем, что федеральные средства, выделяемые на информатизацию образования, в первую очередь, предназначены для развития школ и профтехучилищ, а также тем, что в РФ с 2004 года за счет кредита Всемирного банка на сумму 100 млн. долларов выполняется проект «Информатизация системы (общего) образования», в реализации которого принимают участие и вузы. В рамках этой секции обсуждались вопросы создания региональных информационных образовательных сред в Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Саратовской и Новгородской областях, Ставропольском крае и других регионах. Одним из важнейших вопросов, рассмотренных на секции, было совершенствование ИКТ-компетенций работников образования. Специалисты Санкт-Петербургского ГУИТМиО представили доклад о перспективах подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» с дополнительной квалификацией «Преподаватель». Представители Томского государственного университета подготовили несколько докладов, посвященных развитию инфокоммуникационной среды для довузовской подготовки.

Результаты работы данной секции свидетельствуют о том, что во всех регионах существует тенденция кооперации и объединения ресурсов в различных формах.

Примером такой кооперации может служить сообщество виртуальных методических центров по повышению квалификации преподавателей (Санкт-Петербургский ГУИТМиО).

На секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» рассматривались преимущественно такие вопросы, как:

  • опыт реализации смешанных (blended) и дистанционных форм обучения в различных образовательных программах;
  • опыт сотрудничества с зарубежными университетами по реализации совместных образовательных программ с применением современных ИКТ;
  • проектирование электронных учебно-методических комплексов, рекомендации по созданию электронных учебных пособий;
  • примеры образовательных и научно-технических порталов;
  • новые программные продукты Microsoft, Oracle, 1С и других фирм, предназначенные для реализации сетевой технологии обучения, а также построения целостной архитектуры информационных технологий учебного заведения или нескольких учебных заведений, объединенных сетью.

Кроме того, в рамках конференции были организованы следующие «круглые столы»:

  • Delphi — Development of educational links and professional and higher education initiatives (phase II) / Проект Делфи — Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования (компонент II);
  • Продукты Microsoft для образования;
  • Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки: основные направления деятельности, сотрудничество;
  • Решения Sun Microsystems в образовании;
  • Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

Участники «круглого стола», посвященного проекту Делфи II, обсудили основные аспекты сотрудничества региональных ресурсных центров дистанционного образования (РРЦ ДО) — успешный опыт работы, возникающие трудности и возможности для развития.

Здесь была представлена информация о деятельности региональных ресурсных центров ДО, организованных при содействии проекта Делфи II.

На «круглом столе» «Продукты Microsoft для образования» обсуждались образовательные программы Microsoft, Microsoft IT Academy и программы лицензирования для учебных заведений. Основное внимание представители компании уделили таким программным продуктам, как:

  • Windows SharePoint Services — программа, выполняющая функции web-сайтов и сайтов для разработки содержания обучения (контента) по отдельным дисциплинам;
  • Microsoft Class Server 3.0, предназначенный для создания и публикации учебных курсов и для управления учебным процессом;
  • Microsoft Exchange Server 2003, предоставляющий возможности пользования электронной почтой и ведения календаря.

На «круглом столе» была также представлена концепция формирования логической архитектуры Microsoft Learning Gateway. Архитектура включает в себя набор продуктов и технологий Microsoft, которые совместимы друг с другом и функционируют в комплексе. Эти программы могут быть использованы как на базе уже имеющейся инфраструктуры Microsoft, так и независимо от нее.

Согласно статистике конференции, Новосибирск стал одним из самых активных городов — участников «Телематики’2005». В то время как многие города были представлены только одним или двумя докладами, Новосибирск вошел в десятку городов, докладчики из которых участвовали практически во всех секциях конференции (см. диаграмму 1 и таблицу 1). Выступления специалистов из Новосибирска прозвучали на четырех секциях конференции, а также на одном из «круглых столов». С тремя из этих докладов выступили преподаватели и сотрудники НГТУ. Так, на секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» был представлен доклад директора ИДО НГТУ В. И. Гужова о разработанной в ИДО системе доставки учебных курсов (http://ido.nstu.ru/education/educourses.php). На секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и науке» выступил заместитель директора ЦИТ В. А. Астапчук с докладом «Гибридная объектная модель доступа к данным». На «круглом столе», посвященном проекту Делфи II, НГТУ представляла заместитель директора ИДО О. В. Казанская с докладом о Новосибирском региональном ресурсном центре дистанционного образования, функционирующем на базе ИДО НГТУ.

Кроме сотрудников нашего университета, доклады от Новосибирска на конференции представили В. С. Авхимович и В. М. Заскульников из ООО «Сиринт» («Возможности использования платформы 1С: Предприятие 8.0» для автоматизации деятельности образовательных учреждений на новом плане счетов») и Н. А. Калинина из НГУ («Ресурсы компьютерной алгебры как необходимые средства обучения»).

Необходимо отметить, что в НГТУ представлены многие направления исследований и разработок, рассмотренные в рамках «Телематики’2005». Так, в нашем университете ведутся исследования по проблемам качества образования, развития информационной образовательной среды, разработки и внедрения информационных образовательных ресурсов, использования технологий открытого и дистанционного обучения, функционирования ресурсных центров и т.д. В то же время процесс информатизации образования интенсивно идет и в других образовательных учреждениях Новосибирска.

В связи с этим можно предположить, что наиболее эффективным путем дальнейшего развития информационных образовательных технологий для вузов Новосибирска и Сибирского региона в целом является кооперация и интеграция в единое информационное пространство.

Благодаря усилиям Томского госуниверситета, Алтайского госуниверситета и НГТУ, являющихся соучредителями Ассоциации «Сибирский открытый университет», а также Омского государственного университета — члена Ассоциации — в Сибири уже в течение нескольких лет проводится ежегодная конференция «Развитие единой образовательной информационной среды — РЕОИС». Эта конференция призвана решать задачи, сходные с задачами «Телематики», но предназначена она в первую очередь для Сибирского и Дальневосточного регионов. В сентябре 2005 года конференцию «РЕОИС» организует Алтайский госуниверситет. Организатором этой конференции в 2006 году мог бы выступить НГТУ. Учитывая высокий уровень развития ИКТ в Новосибирске, в том числе и в сфере образования, можно предполагать большую заинтересованность в этом не только у наших коллег по региону, но и у провайдеров информационной инфраструктуры образования, участие которых могло бы значительно повысить эффективность и значимость конференции.

Таблица 1. Активность участников «Телематики’2005» (по количеству секций, на которых выступали докладчики из различных городов)

Город Кол-во секций
Москва Санкт-Петербург Саратов Тамбов Томск Ульяновск 5
Владивосток Владимир Новосибирск Петрозаводск 4
Великий Новгород Воронеж Екатеринбург Казань Кемерово Киев Мытищи Пенза Ставрополь Тверь 3
Баку Брянск Волгоград Иркутск Йошкар-Ола Краснодар Красноярск Махачкала Омск Орел Тула Ханты-Мансийск Ярославль 2
Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Бийск Владикавказ Гатчина Ереван Иваново Ижевск Калининград Комсомольск-на-Амуре Курск Липецк Нижний Новгород Обнинск Пермь Ростов-на-Дону Самара Усть-Каменогорск Уфа Хабаровск Челябинск Шахты 1

01.01.2005 Информационные технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - № 3. – С. 2–5.