7-9 июня 2005 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики состоялась XII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика’2005».
Организаторы конференции − Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Российская Академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Национальный фонд подготовки кадров и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики.
Эту конференцию можно считать, наверное, самой значимой в России для специалистов в области ИКТ в образовании и науке, — в первую очередь по составу участников и актуальности тематики докладов. Именно «Телематика» позволяет получить представление о современном состоянии и основных направлениях развития информационных образовательных и научных технологий в России.
Участники «Телематики’2005» на пленарном заседании
Впервые конференция была проведена в 1994 году под названием «Компьютерные технологии в высшем образовании». Название «Телематика» конференция получила в 1995 году. Количество публикаций в сборниках тезисов в разные годы составляло от 140 до 447, число авторов материалов — от 296 до 813.
Материалы «Телематики’2005» размещены на сайте конференции http://tm.ifmo.ru
Материалы конференций за 1999-2004 годы можно найти на сайте портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru/vconf
В этом году в конференции участвовало около 600 специалистов из 60 городов России, включая довольно большое количество представителей так называемых «софтверных» компаний (от английского software — программное обеспечение), продвигающих на рынок российского образования специализированное программное обеспечение. В частности, были представлены такие компании, как Microsoft, IBS, Cisco Systems, российская фирма «1С» и другие. От НГТУ в «Телематике’2005» участвовали директор ИДО В. И. Гужов, заместитель директора ИДО О. В. Казанская и заместитель директора ЦИТ В. А. Астапчук.
На пленарное заседание в рамках конференции были вынесены следующие доклады:
В докладе «О разработке единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке», в частности, говорилось о том, что создание единой информационной образовательной среды на основе перспективных ИКТ делает необходимыми:
В рамках конференции работали пять секций.
На секции «Информационно-телекоммуникационные системы» были преимущественно представлены доклады, посвященные проектированию, анализу, мониторингу и защите телекоммуникационных вычислительных сетей образовательных и научных организаций и их региональных или отраслевых объединений. Рассматривались также вопросы математического моделирования для решения вышеперечисленных прикладных задач.
Выступления, прозвучавшие на секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в образовании и науке», в основном продолжали тему, поднятую в пленарном докладе Б. М. Позднеева. Докладчики рассматривали такие вопросы качества образования, как стандартизация электронных учебных изданий, комплексные решения в области качества электронного обучения, мониторинг и прогнозирование в управлении университетскими процессами и другие. Например, в докладе «О порядке экспертизы, регистрации и опубликования учебных электронных изданий в Кемеровском государственном университете» К. Е. Афанасьева, А. М. Гудова и Ю. С. Попова из Центра информационных технологий Кемеровского государственного университета были описаны утвержденный в КемГУ порядок использования учебных электронных изданий и регламентирующая его нормативная документация.
В частности, в КемГУ было введено понятие грифа Университета и грифа Регионального УМО (УМЦ) для учебных электронных изданий, а также были разработаны процедуры получения данных грифов.
Наибольшее количество докладов — более 100 — было представлено на секции «Информационные ресурсы в образовании и науке». Здесь преимущественно рассматривались следующие вопросы:
Большое внимание уделялось развитию различных информационных образовательных центров и их объединению на региональной или отраслевой основе.
Создание секции «Информатизация системы общего и начального профессионального образования» было обусловлено тем, что федеральные средства, выделяемые на информатизацию образования, в первую очередь, предназначены для развития школ и профтехучилищ, а также тем, что в РФ с 2004 года за счет кредита Всемирного банка на сумму 100 млн. долларов выполняется проект «Информатизация системы (общего) образования», в реализации которого принимают участие и вузы. В рамках этой секции обсуждались вопросы создания региональных информационных образовательных сред в Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Саратовской и Новгородской областях, Ставропольском крае и других регионах. Одним из важнейших вопросов, рассмотренных на секции, было совершенствование ИКТ-компетенций работников образования. Специалисты Санкт-Петербургского ГУИТМиО представили доклад о перспективах подготовки инженеров специальности «Информационные технологии в образовании» с дополнительной квалификацией «Преподаватель». Представители Томского государственного университета подготовили несколько докладов, посвященных развитию инфокоммуникационной среды для довузовской подготовки.
Результаты работы данной секции свидетельствуют о том, что во всех регионах существует тенденция кооперации и объединения ресурсов в различных формах.
Примером такой кооперации может служить сообщество виртуальных методических центров по повышению квалификации преподавателей (Санкт-Петербургский ГУИТМиО).
На секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» рассматривались преимущественно такие вопросы, как:
Кроме того, в рамках конференции были организованы следующие «круглые столы»:
Участники «круглого стола», посвященного проекту Делфи II, обсудили основные аспекты сотрудничества региональных ресурсных центров дистанционного образования (РРЦ ДО) — успешный опыт работы, возникающие трудности и возможности для развития.
Здесь была представлена информация о деятельности региональных ресурсных центров ДО, организованных при содействии проекта Делфи II.
На «круглом столе» «Продукты Microsoft для образования» обсуждались образовательные программы Microsoft, Microsoft IT Academy и программы лицензирования для учебных заведений. Основное внимание представители компании уделили таким программным продуктам, как:
На «круглом столе» была также представлена концепция формирования логической архитектуры Microsoft Learning Gateway. Архитектура включает в себя набор продуктов и технологий Microsoft, которые совместимы друг с другом и функционируют в комплексе. Эти программы могут быть использованы как на базе уже имеющейся инфраструктуры Microsoft, так и независимо от нее.
Согласно статистике конференции, Новосибирск стал одним из самых активных городов — участников «Телематики’2005». В то время как многие города были представлены только одним или двумя докладами, Новосибирск вошел в десятку городов, докладчики из которых участвовали практически во всех секциях конференции (см. диаграмму 1 и таблицу 1). Выступления специалистов из Новосибирска прозвучали на четырех секциях конференции, а также на одном из «круглых столов». С тремя из этих докладов выступили преподаватели и сотрудники НГТУ. Так, на секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» был представлен доклад директора ИДО НГТУ В. И. Гужова о разработанной в ИДО системе доставки учебных курсов (http://ido.nstu.ru/education/educourses.php). На секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и науке» выступил заместитель директора ЦИТ В. А. Астапчук с докладом «Гибридная объектная модель доступа к данным». На «круглом столе», посвященном проекту Делфи II, НГТУ представляла заместитель директора ИДО О. В. Казанская с докладом о Новосибирском региональном ресурсном центре дистанционного образования, функционирующем на базе ИДО НГТУ.
Кроме сотрудников нашего университета, доклады от Новосибирска на конференции представили В. С. Авхимович и В. М. Заскульников из ООО «Сиринт» («Возможности использования платформы 1С: Предприятие 8.0» для автоматизации деятельности образовательных учреждений на новом плане счетов») и Н. А. Калинина из НГУ («Ресурсы компьютерной алгебры как необходимые средства обучения»).
Необходимо отметить, что в НГТУ представлены многие направления исследований и разработок, рассмотренные в рамках «Телематики’2005». Так, в нашем университете ведутся исследования по проблемам качества образования, развития информационной образовательной среды, разработки и внедрения информационных образовательных ресурсов, использования технологий открытого и дистанционного обучения, функционирования ресурсных центров и т.д. В то же время процесс информатизации образования интенсивно идет и в других образовательных учреждениях Новосибирска.
В связи с этим можно предположить, что наиболее эффективным путем дальнейшего развития информационных образовательных технологий для вузов Новосибирска и Сибирского региона в целом является кооперация и интеграция в единое информационное пространство.
Благодаря усилиям Томского госуниверситета, Алтайского госуниверситета и НГТУ, являющихся соучредителями Ассоциации «Сибирский открытый университет», а также Омского государственного университета — члена Ассоциации — в Сибири уже в течение нескольких лет проводится ежегодная конференция «Развитие единой образовательной информационной среды — РЕОИС». Эта конференция призвана решать задачи, сходные с задачами «Телематики», но предназначена она в первую очередь для Сибирского и Дальневосточного регионов. В сентябре 2005 года конференцию «РЕОИС» организует Алтайский госуниверситет. Организатором этой конференции в 2006 году мог бы выступить НГТУ. Учитывая высокий уровень развития ИКТ в Новосибирске, в том числе и в сфере образования, можно предполагать большую заинтересованность в этом не только у наших коллег по региону, но и у провайдеров информационной инфраструктуры образования, участие которых могло бы значительно повысить эффективность и значимость конференции.
Таблица 1. Активность участников «Телематики’2005» (по количеству секций, на которых выступали докладчики из различных городов)
Город | Кол-во секций |
---|---|
Москва Санкт-Петербург Саратов Тамбов Томск Ульяновск | 5 |
Владивосток Владимир Новосибирск Петрозаводск | 4 |
Великий Новгород Воронеж Екатеринбург Казань Кемерово Киев Мытищи Пенза Ставрополь Тверь | 3 |
Баку Брянск Волгоград Иркутск Йошкар-Ола Краснодар Красноярск Махачкала Омск Орел Тула Ханты-Мансийск Ярославль | 2 |
Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Бийск Владикавказ Гатчина Ереван Иваново Ижевск Калининград Комсомольск-на-Амуре Курск Липецк Нижний Новгород Обнинск Пермь Ростов-на-Дону Самара Усть-Каменогорск Уфа Хабаровск Челябинск Шахты | 1 |