Студенческий портал

Портал «Hostel» – один из информационных ресурсов, которые пользуются у студентов НГТУ особой популярностью.

Структура портала

Портал «Hostel» расположен на сервере, входящем в сеть студенческого городка НГТУ, которая существует практически независимо от локальной сети НГТУ.

В соответствии с девизом портала — «Учимся. Общаемся. Отдыхаем» – его ресурсы можно разделить на три группы:

  1. образовательные и информационные,
  2. интерактивные
  3. развлекательные.

К образовательным разделам портала относятся:

  • расписание, которое самостоятельно выставляют на сайте студенты (в настоящий момент на соответствующей странице портала помещено расписание для 36 групп на 8 факультетах);
  • постоянно пополняемая база данных курсовых работ;
  • ссылки на зеркальные сайты1, посвященные программированию.

Среди информационных ресурсов портала выделяются:

  • страницы новостей – внутренних новостей портала, а также новостей России и мира, которые студенты размещают на портале с указанием источников информации;
  • список внутренних ресурсов, доступных в сети студенческого городка, и возможность поиска по этим ресурсам;
  • информация о структуре сети студгородка и ее пользователях;
  • правила пользования компьютерной сетью студенческого городка и порталом «Hostel»;
  • история создания портала;
  • фотоархив;
  • описание конкурсов, благотворительных акций и других мероприятий, инициированных и проведенных студентами НГТУ.

Интерактивная часть портала – это 12 форумов, чат и постоянно обновляемые опросы.

Развлекательная часть портала состоит из сетевого радио студенческого городка, коллекции рецензий студентов на видеофильмы и ссылок на зеркальные сайты, размещенные внутри сети.

Важное место на сайте занимает статистика – точные данные о состоянии каналов, наличии связи, лимитах трафика2, системе оплаты, задолженностях пользователей.

Ресурсами портала постоянно пользуются около 1500 студентов, проживающих в общежитиях НГТУ. Однако портал представляет интерес не только для обитателей студенческого городка, но и для внешних пользователей. Согласно статистическим данным, в сутки насчитывается около 6 000 уникальных посещений портала. В месяц на него выходят пользователи с 27000 разных компьютеров, 800 из которых включены в сеть студгородка, а 26200 находятся за ее пределами. Для сравнения: количество уникальных посещений официального сайта НГТУ в сутки составляет около 450, а в месяц — в среднем 10200.

На предыдущем заседании Координационного совета НГТУ по информатизации образования портал «Hostel» представлял один из его разработчиков и первых модераторов3 – инженер-программист ИДО НГТУ, технический администратор сети студенческого городка НГТУ Максим Николаевич Киселев. Редакция бюллетеня попросила его ответить на несколько вопросов о портале.

Как возник портал?

В 1998 году все компьютеры в общежитиях НГТУ были объединены в сеть студенческого городка. В это время в одном из общежитий уже функционировал форум, программное обеспечение для которого студентам подарила одна из южно-корейских фирм, а в другом – существовал студенческий сайт без интерактивной части. После создания сети студгородка возникла идея объединить эти ресурсы, и вскоре несколько студентов факультетов РЭФ и АВТ разработали веб-сайт, который впоследствии стал порталом «Hostel». Его разместили на сервере, купленном студентами на свои деньги.

 

 

Кто сейчас администрирует портал? Существуют ли какие-либо формы поощрения администраторов? Каким образом происходит смена администраторов?

Нужно заметить, что за сеть студгородка и за портал отвечают разные студенты, хотя иногда эти обязанности пересекаются. Сетью занимаются девять человек – в каждом из шести общежитий есть свой администратор, а остальные три человека отвечают за центральный сервер и магистральные каналы. Портал же модерируется и развивается так называемой инициативной веб-группой, в которую входят три администратора, дизайнер и несколько программистов. Работа по администрированию сети и модерированию портала никак не оплачивается. Эти обязанности студенты выполняют по собственному желанию, в свободное от работы и учебы время. Смена администраторов происходит, в основном, когда они заканчивают учебу и покидают общежитие. В этом случае новым администратором портала становится кто-то из инициативной группы.

Каковы условия выхода с портала на сайты НГТУ?

Доступ ко всем сайтам, которые находятся за пределами сети студгородка, для студентов платный. То есть, выход с компьютера, который находится в общежитии, на сайт своего факультета для студента обходится так же дорого, как выход, например, на европейские и американские сайты. Единственным исключением является сайт ИДО НГТУ, выход на который стал бесплатным несколько месяцев назад. А поскольку многие пользователи не понимают разницу между платными и бесплатными ресурсами сети, то, чтобы не возникало проблем с оплатой и трафиком, на портале «Hostel» есть ссылки только на внутренние ресурсы сети. Никаких ссылок на внешние сайты, в том числе на сайты НГТУ, на портале просто нет.

Какие разделы портала, на ваш взгляд, самые полезные?

Самыми полезными ресурсами, конечно же, являются расписание и внутренние ресурсы студенческого городка. Очень важно, что поиск по этим ресурсам ведется внутри сети студгородка, без подключения к сайтам НГТУ, которые для студентов, живущих в общежитии, являются платными. Интересны также такие разделы портала, как фотоархив и информация о прошедших мероприятиях. Например, в фотоархиве свои снимки может разместить каждый студент – после того, как их посмотрит администратор портала. Это своеобразная цензура: если информация или фотография по какой-то причине не устраивает модератора, она на портале не размещается.

Какими вы видите перспективы студенческого портала в составе распределенного образовательного портала университета?

Сейчас очень немногие студенты знают о том, что в НГТУ есть какие-либо Интернет-ресурсы, кроме студенческого портала.

Если бы удалось объединить наш портал и другие информационные ресурсы НГТУ, это было бы замечательно! Ведь зачастую многие кафедры создают свои веб-сайты, но у них нет аудитории, которая бы пользовалась выставленной там информацией. А у нас аудитория очень широкая, но практически нет людей, которые занимались бы кропотливой работой по размещению на сайте достаточно однообразных образовательных проектов. Если университет будет оплачивать такую работу студентов или ее будут выполнять сотрудники кафедр, это станет эффективным решением проблемы.

Что было бы удобнее: разместить на портале учебные материалы или ссылки на них?

С точки зрения разработки сайта проще, чтобы все ресурсы находились там, где они находятся сейчас, поскольку у каждого подразделения уже есть определенная база данных, она поддерживается, обновляется и т.д., а формирование и обслуживание единого банка ресурсов было бы проблематично. Намного проще и быстрее разместить на портале «Hostel» ссылки на эти ресурсы. В то же время с точки зрения студентов, которые находятся в студгородке, было бы намного лучше, если бы в сети городка были размещены сами ресурсы, особенно если они большие по объему. Ведь зачастую получается так: файл с отсканированной книгой занимает около 200 мегабайт, и если студент его скачивает, то он исчерпывает свой месячный трафик.

Каким образом университет может помочь развитию портала?

Этот вопрос нам задают довольно часто. Дело в том, что с самого начала основным принципом развития сети студгородка была ее независимость от университета. Студенты делают ее своими силами. На техническое обеспечение, даже с учетом поломок и внештатных ситуаций, хватает тех средств, которые собирают студенты. С другой стороны, администрирование портала или сети студгородка для студентов, входящих в инициативную группу, не является постоянной работой и никак не оплачивается. Если какой-то проект им вдруг станет неинтересен, они его бросят, и никто не сможет заставить их довести его до конца. А как можно просить помощи для реализации проекта, который, скорее всего, не будет завершен? В качестве примера такого незаконченного проекта можно назвать разработку взаимодействия портала и сети студгородка с библиотекой НГТУ.

Наверное, самой серьезной проблемой сети на сегодняшний момент является возможное ограничение внешнего доступа к порталу, что отрицательно скажется, главным образом, на пользователях сети студгородка. В настоящий момент портал развивается, там появляются новые разделы, новые услуги; и количество пользователей, которые заходят на него извне, постоянно увеличивается. В связи с этим резко возрос трафик – в восемь раз по сравнению с 2002 годом, и если раньше вполне хватало одного гигабайта, то теперь и трех гигабайтов недостаточно. Для эффективной работы портала, его постоянного развития и пополнения, для привлечения большего внимания к информационным ресурсам НГТУ в целом необходимо увеличение трафика для студгородка. Однако ЦИТ НГТУ увеличение трафика не планирует. Выход из данной ситуации найти сложно. Один из возможных способов расширения внешнего канала портала — покупка коммерческого канала. Вот здесь помощь университета действительно бы пригодилась.

Результаты интерактивного опроса на портале «Hostel»

На портале «Hostel» был проведен опрос об использовании информационных ресурсов НГТУ. В опросе приняли участие 405 студентов. Результаты опроса показали, что студенты предпочли бы использовать в учебных целях следующие ресурсы:

  • 98 чел. (24%) – портал «Hostel», •24 чел. (5%) – сайты подразделений НГТУ,
  • 283 чел. (69%) – единый образовательный портал НГТУ, объединяющий портал «Hostel» и сайты подразделений.

Этот опрос проводился в течение недели. Для сравнения: весной [2005 г.] на старом сайте бюллетеня «Информационные технологии в образовании», который входит в систему информационных ресурсов НГТУ, также проводился опрос. За месяц в нем приняли участие всего 20 человек.

Адрес портала «Hostel»: http://hostel.nstu.ru

Комментарий эксперта

Материал о студенческом портале комментирует директор ИДО Владимир Иванович Гужов:

Студенческий портал «Hostel» создан студентами по собственной инициативе, в свободное от занятий время, без финансовой поддержки университета. Портал пользуется заслуженной популярностью у студентов НГТУ и других вузов города и активно развивается. Девиз портала – «Учимся. Общаемся. Отдыхаем». То, что «учимся» у студентов на первом месте, вызывает уважение. И именно в этом необходимо им помочь. Необходимо организовать бесплатный доступ студентов к образовательным ресурсам НГТУ, создать зеркала наиболее часто используемых сайтов, решить вопросы, касающиеся уменьшения оплаты трафика и выделения достаточного количества IP и почтовых адресов.

В то же время необходимо, чтобы портал сохранил свое лицо и не превратился в ординарный сайт. Задача университета – не управлять порталом, используя административные средства, а помочь ему успешно развиваться. Одним из возможных решений является интеграция образовательного портала НГТУ и студенческого портала. Для этого достаточно, чтобы на портале «Hostel» появился раздел образовательных ресурсов, а студенческий портал был включен в систему образовательных ресурсов НГТУ.

__________________________________________________________ 1Зеркальный сервер, зеркальный сайт, зеркало — сервер / сайт, информация на котором полностью соответствует информации на каком-либо другом сервере /сайте. Зеркала обычно размещаются в локальных сетях или в сетях определенных регионов для уменьшения трафика. Например, у веб-сайта «Библиотека Максима Мошкова», который располагается на сервере в Москве, есть зеркальные сайты на серверах в Рязани, Харькове, Новосибирске (http://lib.ru.nsk.ru/win/). Доступ к новосибирскому зеркалу данного сайта для пользователей в Новосибирске осуществляется намного быстрее, чем к основному сайту в Москве.

2Трафик — поток данных, информационный поток в сети, который характеризуется объемом и скоростью передачи. Объем трафика измеряется средней или максимальной скоростью передачи данных, а также объемом данных, передаваемых за определенное время. Выражение «трафик закончился» означает, что пользователь скачал из Интернета весь объем данных, который он предварительно оплатил. Например, пользователь заплатил 100 рублей за 200 мегабайт трафика; за две недели он скачал из Интернета аудио-файлы общим объемом 200 мегабайт. В этом случае у пользователя закончился трафик, и чтобы вновь выходить в Интернет, ему необходимо снова внести плату.

3Модератор (ведущий) – специалист (группа специалистов), который управляет интерактивной частью сайта / портала (например, просматривает поступившую информацию и определяет возможность ее опубликования).

01.01.2005 Информационные технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - № 1. – С. 10–12.