Разработка сетевых семинаров электронной среде

Семинар, как инструмент педагогической технологии необходим для обеспечения интерактивности обучения. Современный семинар это один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Поскольку семинары часто используются как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами, мы посчитали необходимым обеспечить отдельный программный модуль «электронный семинар» в системе электронного обучения НГТУ.

Модуль сетевых семинаров в электронной среде предназначен для проведения семинаров в режиме электронного форума.

ПО предназначено для проведения семинаров в режиме форума. Преподаватель имеет возможность создавать и редактировать темы семинаров по читаемым дисциплинам,  просматривать и редактировать сообщения студентов, отвечать, добавлять новые сообщения. Сообщения могут содержать как текст, так и  прилагаемые к сообщению файлы.

Структурно-логическая схема системы сетевых семинаров в электронной среде представлена на рисунке ниже.

 

Рис. 1. Структурно-логическая схема программного комплекса:модуль сетевых семинаров в электронной среде

 

Общая схема работы модуля сетевых семинаров в электронной среде может быть представлена в виде схемы (рис.2)

 

Рис. 2. Схема работы модуля сетевых семинаров

При этом особе внимание мы уделили функционалу, доступный преподавателя, который должен иметь возможность управлять семинарами (их созданием и редактированием) а также управлять собственно работой студентов в рамках семинара.

Преподаватель имеет возможность работать в нескольких семинарах по своим учебным курсам, по конкретным учебным группам. Схематично это можно продемонстрировать рисунком ниже (рис. 3). Преподаватель имеет доступ к семинарам только по дисциплинам, читаемые им для данной группы в данном семестре в соответствии с учебным планом. По каждому сообщению фиксируется дата и время добавления сообщения и идентификационный код студента, по которому преподавателю выводится фамилия и имя студента, его группа.

Прилагаемые файлы преподавателю доступны для скачивания либо чтения сразу.

Рис. 3. Схема связей семинаров с  курсами и группами

 

Следует отметить, что преподаватель может создавать неограниченное количество тем семинаров по каждой дисциплине для каждой группы.

При работе в модуле семинаров преподавателю представлены все опубликованные сообщения (рис. 4).

 

Сообщения могут содержать как текст, так и прилагаемые к сообщению файлы. В прилагаемых файлах могут содержаться графики, диаграммы, текстовые и прочие файлы, необходимые для более полного формулирования, дополнения вопроса или ответа. Размер прилагаемых файлов ограничен 2 Mb.

 

Рис. 5. Ввод сообщения преподавателем

Кроме того, возможен ввод сообщения с цитированием сообщения другого участника либо самого себя.

Студентам конкретной группы дается возможность участвовать в семинарах по дисциплинам, указанным в его учебном плане. Вместе с тем по каждой дисциплине может быть несколько семинаров на разные темы, заданные преподавателем (рис. 6).

 

Студенты могут также редактировать и удалять собственные сообщения. В тоже время преподаватель имеет полный доступ ко всем вопросам и ответам по темам консультаций своих дисциплин.

Графический интерфейс модуля семинаров с отображением всех доступных ему тем семинаров повторяет в общем виде интерфейс преподавателя.

Все сообщения в конкретном семинаре представлены в виде, показанном на рисунке 7. Кроме того, возможен ввод сообщения с цитированием сообщения другого участника либо самого себя. Процесс редактирования сообщения студентом представлен на рисунке 8.

В заключение следует сделать вывод о том, что электронная среда обучения и ее отдельные модули должны позволять преподавателям применять весь набор традиционных педагогических инструментов, облегчать общение преподавателей и студентов в электронной среде, обеспечивать эффективную педагогическую коммуникацию.

 

 

01.01.2010 Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 63-68.