Разработка механизма моделирования мониторинга

Одной из основных целей информатизации образования является повышение его каче-ства благодаря таким факторам, как обеспечение его качественными образовательными ресурсами; повышение квалификации преподавателей и заинтересованности, самостоя-тельности, креативности учащихся при работе в информационной образовательной среде и другим.

Степень эффективности организационных усилий и инвестиций в информатизацию образования можно оценить и сравнить (по регионам, уровням образования, отдельным учебным заведениям) осуществляя мониторинг показателей и критериев собственно про-цесса информатизации, а также влияния ее на качество образования. Полученная оценка может и должна использоваться для дальнейшей организации гармоничного развития ин-формационных и телекоммуникационных технологий в обучении.

Система государственной статистики сегодня, к сожалению, не позволяет решать за-дачи мониторинга в этой сфере. Сборы данных, инициированные региональными органа-ми управления образованием, не регулярны, не освещают полностью эти процессы. Полу-ченная информация зачастую устаревшая и не сопоставимая по регионам. Таким образом, не достигается основная цель мониторинга в системе образования – предоставление опе-ративной и полной информации для поддержки органов управления в принятии решений, направленных на повышение качества образования и эффективное расходование средств. Автоматизация процесса мониторинга информатизации и ее влияния на качество образо-вания способствует реализации этой цели.

Отслеживание процессов информатизации и ее влияния на качество образования предполагает необходимость реализации мониторинга информационных образовательных ресурсов, мониторинга компетенций в области информационных технологий учащихся и преподавателей т.д. /1/.

Для реализации унифицированной схемы процесса проектирования и создания про-граммных систем мониторинга, ориентированных на конкретную предметную область предлагается использовать типовую модель мониторинга (ТММ), которая:

  • должна включать цели мониторинга и его задачи, критериальное описание предметной области (показатели и критерии мониторинга), описание иерархии пользователей, ос-новные характеристики процесса проведения мониторинга (распределенность хране-ния данных, децентрализованный или централизованный сбор данных, уровни автори-зации при доступе к первичным и сводным данным и пр.);
  • содержит возможные схемы статистической обработки данных, сопровождаемые при-мерами вероятностно-статистических выводов;
  • позволяет системно представить весь процесс мониторинга на всех уровнях для любой предметной области и различных целей;
  • может быть представлена как в виде текстового или табличного описания, так и в виде графа.

Цель предлагаемой работы состоит в выработке механизма моделирования мони-торинга, в результате использования которого строится специализированная модель мо-ниторинга на основе ТММ.

Механизм моделирования мониторинга является формализованным технологическим процессом информационного моделирования, построенным на основе семантического подхода /2/,. На рисунке 1 представлен схематически процесс построения модели в соот-ветствии с предлагаемым механизмом.

 

Рис. 1. Схематическое представление механизма моделирования мониторинга

На начальном этапе моделирования идет процесс формирования целей и задач мони-торинга. Далее в соответствие с целями и требованиями анализируется предметная об-ласть. Затем формируется специализированная модель из типовых фрагментов отдельных составляющих ТММ, выбираемых из сформированного ранее банка данных типовых ре-шений. При необходимости ввести нетиповой фрагмент, специальная опция позволяет расширить данный банк.

Предполагаемая программная реализация описанного выше механизма позволит по заданным параметрам предметной области, в соответствие с выбираемыми целями, полу-чать специализированную модель мониторинга. Далее, в соответствии с выработанной моделью, будет реализовано программное обеспечение мониторинга (программная систе-ма мониторинга).

В настоящий момент идет разработка и программная реализация механизма моделиро-вания мониторинга с целью организации возможности предоставлять в дальнейшем про-граммные системы мониторинга, основанные на специализированных моделях, построен-ных по заявленным заказчиками целями мониторинга и требованиям к нему. Создается банк данных типовых решений мониторинга образования, включающий в себя важней-шую составляющую — набор типовых критериев /3/.

Литература

  1. Казанская, О. В. Методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде / О. В. Казан-ская, Г. Б. Паршукова // Открытое и дистанц. образование. – Томск, 2006. – № 1. – С. 59–63.
  2. Губарев В. В. Моделирование в образовании / В. В. Губарев, О. Н. Михеенко, В. В. Раздрогина // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: ма-териалы V Международнй научно-методической конференции / Под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – Том I. – 184 с.
  3. Казанская, О. В. Мониторинг информатизации образования как фактор повышения его качества / О. В. Казанская, Д. В. Емелин // Телематика 2006 : тез. докл. 13 Всерос. на-уч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 5-8 июня 2006 г. — СПб., 2006. — Т. 1. Секция A. — С. 112-113.
01.01.2006 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 21-23 сент. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Том. гос. ун-т. – Томск, 2006. - С. 99-101.