Важность грамотного решения задачи выбора программной платформы для обеспечения электронного обучения зачастую недооценивается. Практически каждый ВУЗ, занимающийся несколько лет организацией и развитием дистанционного и электронного обучения, имеет отрицательный опыт в этой области.
Детально разобравшись со структурой своих потребностей (цели проекта, образовательные программы, педагогические сценарии, организационные модели), ВУЗ формулирует предварительные требования к функционалу и мощности необходимой системы ЭО, чтобы приступить к выбору подходящей системы e-learning, являющейся базовым инструментом программной платформы.
Конечно, успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от программной платформы, но ее верный выбор является одним из основополагающих факторов. Например, низкая характеристика usability (концепция разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированная на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя) может привести к полному провалу процесса внедрения электронного обучения в ВУЗе. Прежде всего, это связано с недостаточно высоким уровнем владения ИКТ-компетенциями большинством преподавателей: обычно средний возраст ППС в технических ВУЗах около 50 лет, в Новосибирском государственном техническом университете на технических факультетах колеблется от 48 до 57 лет1 .
Наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются пользователи систем e-learning
Перечисленные выше проблемы возникают при несоответствии приобретаемых или разрабатываемых систем выделенным требованиям (курсивом).
Помимо приведенных требований остался нерассмотренным один немаловажный фактор – стоимость, которая складывается из стоимости ПО, сопровождения и аппаратной части. При подсчете стоимости зачастую забывают, что стоимость ПО включает не только саму систему ЭО, но и другое необходимое системное ПО. Необходимо продумать, кто будет сопровождать ПО: возможно существующий персонал не отвечает необходимым требованиями тогда потребуется увеличение затрат на оплату труда более квалифицированного персонала. Вероятно, потребуется модернизация аппаратной части, включая: сервер; резервирование питания; систему резервирования данных; сетевые и канальные средства и т. д.
Варианты реализации программной платформы ЭО
Выбор конкретной системы практически всегда представляет собой процесс достижения компромисса между его стоимостью и остальными требованиями. Для ВУЗа по мнению автора возможны следующие варианты реализации программной платформы электронной среды обучения: использовать готовые решения; использовать и разрабатывать собственные программные решения; интегрировать в собственную систему готовые (чужие) решения; аутсорсинг.
Готовые решения – это коммерческие и свободно распространяемые системы ЭО, предлагаемые на рынке.
Коммерческие системы: WebCT/Blackboad, Naumen University, Docent, LearningSpace 5.0, Learn eXact, eLearning Server 3000, ОРОКС, WebTutor, Прометей и др. Главное достоинство коммерческих решений – в большинстве своем это надежные продукты, с надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновлениями и новыми версиями. Недостатки коммерческих систем:
Свободно распространяемые системы – это системы с открытым кодом (open source): MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS и др. Достоинства этих систем прямо противоположны недостаткам коммерческих систем и наоборот. Дополнительно необходимо отметить следующие недостатки:
Достаточно полный сравнительный обзор свободно распространяемых систем ЭО рассмотрен в [1].
Разработка собственных программных решений по силам не каждому ВУЗу и является проектом с высоким риском провала (как любой проект в области разработки сложного ПО). Несомненными аргументами в пользу собственной разработки является следующее:
Аутсорсинг становится все более привлекательным решением для вузов, особенно тех, которые только сейчас делают первые шаги в развитии инфраструктуры ЭО и не имеющих достаточно квалифицированного персонала для поддержки и развития программной платформы собственными силами. Этот рынок услуг получает все большее развитие, как в мире, так и в России. В рамках аутсорсинга технологий электронного обучения компании предлагают размещение курсов на своем сервере и проведение обучения с использованием своей программной системы ЭО. В этом случае снижаются затраты на первоначальное внедрение системы e-learning, а также ее поддержку и развитие.
Программная платформа электронной среды обучения НГТУ
В институте дистанционного образования (ИДО) НГТУ уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем ЭО [2]. Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace. Оно предназначено для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.
Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). Они могут использоваться как независимо друг от друга, так и совместно. В НГТУ системы DiSpace частично интегрированы с информационной системой университета.
Система DiDesk (http://courses.edu.nstu.ru/admin.php) позволяет легко создавать сетевые версии электронных курсов. Процесс создания курса значительно ускоряется, если у преподавателя уже имеются материалы в электронном виде (например, в формате документов MS Word, презентаций MS PowerPoint и других файлов). Студенты получают возможность удаленного доступа к материалам курса, а также возможность скачивания файлов. При этом доступ к материалам можно ограничить с помощью пароля, который задается самим преподавателем. В настоящее время в системе создано более 1000 электронных курсов (рис. 1).
Рис. 1. Количество электронных курсов в DiDesk
Система удаленного тестирования DiTest.v2 (http://qti.edu.nstu.ru/new) предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования в удаленном режиме. Данная система соответствует современным требованиям активно развивающихся дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает последнюю версию международной спецификации QTI консорциума IMS. Задания в тесте группируются по темам, а темы, в свою очередь, объединяются в дидактические единицы (ДЕ). Это связано с тем, что в настоящее время тестирование по совокупности ДЕ становится в высшем профессиональном образовании необходимым требованием, что подтверждается структурой тестовых заданий федерального интернет-экзамена. Вопросы теста могут быть следующих типов: одиночный и множественный выбор, ассоциации, подбор соответствий, открытый вопрос. Для подготовки тестового задания можно использовать изображения, формулы, Flash-анимацию.
Система управления учебным процессом DiClass (http://ido.nstu.ru/do) была разработана для поддержки комбинированной формы обучения. Создание новой версии этой системы связано с расширением номенклатуры специальностей, по которым ведется обучение в комбинированной форме, а также с подключением к системе новых факультетов и подразделений университета. В системе DiClass преподавателям и студентам доступны лента новостей, журнал успеваемости, семинары и консультации, возможность получения и отправки контрольных работ и личных сообщений. Для тьюторов (менеджеров учебного процесса) предусмотрены возможности управления рабочими учебными планами, управления учебными группами, мониторинга учебного процесса.
Телекоммуникационная система Editoria (http://editoria.edu.nstu.ru) – это «электронная аудитория» для проведения консультаций и занятий с удаленными студентами в режиме он-лайн.
По результатам опроса пользователи DiSpace (преподаватели, студенты, тьюторы и менеджеры) оценивают систему в целом положительно, отмечают ее простоту в использовании и достаточную функциональность. С точки зрения управления прозрачность учебного процесса в системе позволяет отслеживать и устранять его организационные и методические недочеты.
В настоящее время ИДО НГТУ ведет исследования и разработки в области решения следующих задач:
_________________________
1Данные на 1.07.09 г. ↑