В 2002-2005 гг. в рамках программ Европейского Союза по непрерывному образованию Европейским фондом подготовки кадров был проведен дистанционный курс «Консолидация знаний по оценке проектов через электронное обучение» (Consolidating Knowledge on Project Evaluation through eLearning).
Выбор темы курса был связан с тем, что Европейский Союз организует совместные проекты и программы в области образования с участием представителей различных стран, при этом при отборе проектов предпочтение отдается наиболее успешным и перспективным. Таким образом, страны-партнеры Евросоюза заинтересованы в объективной совместной оценке проектов и программ, которая бы подводила итоги деятельности в рамках проектов и помогала планировать будущую работу. Однако далеко не все представители стран-партнеров, занимающиеся совместными проектами, обладают необходимыми знаниями и умениями в области оценки проектов.
Дистанционное обучение по курсу «Консолидация знаний по оценке проектов через электронное обучение», который проводился на английском языке, прошли четверо сотрудников НГТУ: О. В. Казанская, заместитель директора ИДО, доцент кафедры вычислительной техники; Н. Ш. Никитина, декан факультета повышения квалификации, доцент кафедры экономической информатики; О. Н. Протасова, доцент кафедры технологии продуктов питания, и доцент кафедры социологии Т. И. Монастырская.
Рис. 1. Страница курса «Consolidating Knowledge on Project Evaluation through eLearning
Курс состоял из двух модулей – базового и продвинутого. Каждый модуль был рассчитан на пять недель; еще две недели отводилось на выполнение контрольного задания. Структура модуля включала пять уроков, каждый из которых содержал теоретический материал, практические, домашние и контрольные задания практической направленности и ситуационный анализ главы отчета по оценке проекта, результаты которого обсуждались на форуме курса. Первый модуль курса изучался в 2002 году, а второй – в 2004 году, таким образом, участникам проекта была предоставлена возможность применить полученные знания на практике.
Первый модуль курса изучался в виртуальной обучающей среде Blackboard, что оказалось не очень удачным вариантом из-за недостаточной скорости соединения с интернетом в России. Для обучения по второму модулю использовалась виртуальная обучающая среда ILIAS, разработанная в Кельнском университете. Доступ к этому модулю осуществлялся очень легко, чему, в частности, способствовала простая структура веб-сайта курса и отсутствие иллюстраций. Помимо теоретических материалов курса и учебных заданий на сайте были также размещены документы Европейской Комиссии, которые были необходимы для изучения курса и выполнения заданий, глоссарий и ссылки на веб-сайты, посвященные различных аспектам оценки проектов.
Изучение курса шло под руководством двух экспертов проекта из Италии – преподавателя и тьютора, которые размещали в виртуальной среде необходимые учебные материалы и задания, вовлекали участников проекта в совместную работу, поддерживали с ними постоянную связь и организовывали взаимодействие в группе. В обязанности тьютора также входило напоминание о сроках выполнения заданий и предоставление информации о технических аспектах работы с курсом. Кроме того, к экспертам проекта можно было обратиться за индивидуальной консультацией.
Общение на форуме курса было организовано следующим образом. Для ведения дискуссии по каждой из основных тем из числа участников выбирались модератор и докладчик. В обязанности модератора входило инициирование дискуссии на форуме, формулировка вопросов и комментариев, стимулирование обсуждения; роль докладчика заключалась в подведении итогов дискуссии, суммировании основных мыслей и точек зрения и формулировании заключений. Результаты дискуссии по каждому уроку комментировались преподавателем.
После завершения курса Ольга Васильевна Казанская была приглашена принять участие в международной конференции «Online Educa Berlin», которая проходила в октябре 2004 года в Берлине, а в апреле 2005 года участники проекта были приглашены в Турин на семинар «Перспективы обучения в течение всей жизни и информационнокоммуникационные технологии в обществе знаний» (Lifelong Learning Perspectives and ICT for the Knowledge). В конце семинара в офисе Европейского фонда подготовки кадров в Турине директор Фонда вручил участникам проекта сертификаты о завершении курса.
Данный проект, на наш взгляд, является примером успешного использования интеграции ИКТ в учебный процесс. Единственной сложностью, с которой столкнулись во время обучения российские специалисты, была специфическая англоязычная образовательная терминология, которая часто не совпадала с отечественной. Наряду со знаниями и умениями в области оценки проектов, мы также получили ценный опыт дистанционного обучения, который чрезвычайно важен для каждого преподавателя, приступающего к использованию новых форм электронного обучения в своей педагогической деятельности, а также возможность совершенствования навыков профессиональной коммуникации на английском языке.
С материалами конференции и семинара «Перспективы обучения в течение всей жизни и информационно-коммуникационные технологии в обществе знаний» можно ознакомиться в ИДО НГТУ.
Ольга Николаевна Протасовас. н. с. ИДО, доцент кафедры технологии продуктов питания