В соответствии с современными принципами корпоративной культуры к важным компонентам официальных Интернет ресурсов образовательных учреждений принадлежит информация о преподавателях и сотрудниках. Основными целями размещения подобной информации являются:
При определении структуры и содержания веб-страниц, отражающих информацию о преподавателях, необходимо учитывать как требования к корпоративным веб-страницам подразделений образовательных учреждений, так и общие требования ко всем ресурсам, размещаемым в интернете. Рассмотрение примеров веб-страниц преподавателей ведущих отечественных и зарубежных университетов и существующих критериев оценки веб-ресурсов позволяет выделить наиболее значимые корпоративные и общие требования к данному виду информационных материалов.
Объем информации о преподавателях и сотрудниках, которая должна размещаться на веб-сайтах подразделений, может варьироваться в зависимости от профиля кафедры, роли преподавателей в реализации учебных и научных программ, индивидуальных профессиональных достижений, что делает необходимым выделение обязательной и дополнительной информации.
Обязательная информация о квалификации преподавателя должна содержать сведения о занимаемой должности, ученой степени и ученом звании.
В обязательные сведения о текущей учебной деятельности должны быть включены списки читаемых учебных дисциплин со ссылками на веб-сайты образовательных программ университета по соответствующим направлениям и специальностям подготовки. Наличие таких ссылок является необходимым, поскольку позволяет получить представление о педагогической деятельности преподавателя в контексте реализации образовательных программ университета.
Сведения о текущей научной деятельности должны представлять сферу научных интересов преподавателя и включать ссылки на описания научных программ подразделения.
Обязательная контактная информация должна быть максимально подробной и включать адрес и номер телефона кафедры, расписание занятий, персональный адрес электронной почты, а также имя и координаты контактного лица на кафедре, которое может помочь связаться с преподавателем. В официальной контактной информации необходимо указывать именно служебный адрес электронной почты (т.е. адрес, предоставленный преподавателю университетом, а не общий адрес кафедры или адрес личного почтового ящика на каком-либо бесплатном сервере — НГС, Mail.ru, Rambler и т.п.). Фотографии в данном случае выполняют функции контактной информации, поэтому их размещение также является обязательным. Выбор фотографии является правом преподавателей и сотрудников, при этом фотография не должна быть устаревшей.
Цель размещения дополнительной информации о преподавателях и сотрудниках — представление индивидуальных профессиональных достижений. К такой информации можно отнести сведения о педагогическом стаже, результатах научных и образовательных проектов; отчеты о стажировках; сведения о повышении квалификации; информацию о владении иностранными языками; списки публикаций; подготовленные электронные учебные материалы и др.
Степень детализации предоставляемой дополнительной информации может быть различной. Часть информации может быть представлена в виде отдельных файлов (например, полные списки публикаций, в том числе со ссылками на онлайн-публикации, профессиональные биографии и резюме на русском и иностранных языках). Сведения биографического и личного характера (год рождения, год окончания вуза, хобби, увлечения и т.п.) могут включаться по желанию преподавателя. Для размещения дополнительной информации должны использоваться персональные веб-страницы и сайты преподавателей и сотрудников.
При предоставлении информации о владении иностранными языками можно просто перечислить иностранные языки. Уровень подготовки указывать не обязательно; тем более не рекомендуется для определения уровня использовать термины «владение иностранным языком со словарем/без словаря». Свидетельством владения иностранным языком в профессиональной сфере деятельности служит диплом о высшем образовании и сведения о сдаче экзамена кандидатского минимума; знание иностранных языков на уровне международных стандартов общей и профессионально ориентированной подготовки должно подтверждаться соответствующими сертификатами (информацию о международных стандартах по различным иностранным языкам можно найти на веб-сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов в разделе «Интернет-ресурсы» — «Ресурсы для студентов и преподавателей» по адресу http://www.itlt.edu.nstu.ru)
Преподаватели и сотрудники могут редактировать информацию на своих персональных страницах и веб-сайтах самостоятельно. Многие преподаватели НГТУ активно используют в этих целях оболочку для создания веб-сайтов подразделений и персональных сайтов (см. «ИТО» №2, с. 8), позволяющую оперативно управлять учебным процессом, размещать текущую информацию, учебные материалы, полезные ссылки и т.п. Разрабатывая содержание собственных веб-страниц и выбирая ссылки на другие ресурсы, преподаватели и сотрудники обязаны соблюдать требования к использованию корпоративной сети НГТУ, в том числе и касающиеся запрета на размещение рекламы, которая может быть связана как с деятельностью сторонних организаций, так и с любой деятельностью преподавателей и сотрудников, не имеющей отношения к работе в университете (правила пользования сетью НГТУ имеются во всех подразделениях университета и размещены на сайте Центра информационных технологий в разделе «ЦИТ НГТУ» — «Документы» по адресу http://www.nstu.ru/itc/docs/01.html).
Общие требования к веб-ресурсам, которые в полной мере распространяются и на образовательные веб-сайты, связаны с достоверностью и актуальностью предоставляемой информации, а также с соблюдением авторских прав и прав на предоставление информации личного характера.
Об актуальности информации свидетельствует наличие дат ее размещения и обновления; достоверность подтверждается сведениями об авторах содержания. Если персональная веб-страница (или персональный веб-сайт) редактируется самим преподавателем, то адрес такого ресурса должен быть оформлен в соответствии со стандартами представления адресов персональных веб-страниц. Последним элементом адреса в этом случае должна быть фамилия преподавателя, перед которой необходимо поставить знак тильды (например, http://ami.nstu.ru/~balandin — адрес персонального веб-сайта ассистента кафедры прикладной математики М. Ю. Баландина).
При публикации на персональном веб-сайте любых материалов, в том числе и иллюстративных, требуется соблюдение законов об авторских и смежных правах; для размещения фотографий требуется согласие всех изображенных на них лиц (материалы по авторским правам можно найти, например, по адресу http://www.copyright.ru).
Веб-ресурсы, которые находятся в стадии разработки или реконструкции, а также страницы с незаполненными разделами, отсутствующими фотографиями и т.п., не должны размещаться в сети. Недопустимым для корпоративных веб-сайтов является и объяснение причин отсутствия тех или иных материалов, приведенное, например, на сайтах некоторых подразделений НГТУ: «Он вообще-то есть, но там много (имеется в виду список публикаций — М. Б.). Но, может быть, когда-нибудь я соберусь и помещу его на сайте. Если соберусь», «Не все преподаватели заполняли анкету для размещения на сайте, но многие из них фотографировались для этой цели — потому у некоторых есть фото + анкета, у некоторых только фото (или анкета), а кое-кто просто в списках указан; заполнявшие анкету преподаватели знали, что информация будет размещена здесь (в общедоступном Internet’е) и указанные ими сведения были вписаны сознательно (это по поводу адресов и телефонов); если кто из преподавателей не нашел свое фото или свою анкету — значит они потерялись», «Здесь должна быть страница преподавателя …» и т.п.
Анализ существующих (и доступных на момент подготовки материала) веб-страниц, содержащих информацию о кадровом составе факультетов и кафедр НГТУ, показал, что наиболее удачными и информативными являются страницы с общими сведениями о преподавателях и сотрудниках и персональные страницы, редактируемые преподавателями. При различных дизайнерских решениях страниц с обязательными сведениями — списки преподавателей со ссылками на персональные страницы и страницы кафедр; фотографии и списки со ссылками на личные страницы; списки с указанием должности и ученой степени и ссылки на фотографии (рис. 1-4); личные страницы с хорошо структурированной информацией (рис. 5) — такие ресурсы позволяют получить общее представление о кадровом составе и профессиональном потенциале кафедр, а персональные страницы и сайты, редактируемые преподавателями, — актуальную информацию об участии преподавателя в текущей учебной и научной деятельности университета (рис. 6).
Рис. 1. Веб-сайт кафедры электронных приборов
Рис. 2. Веб-сайт кафедры аэрогидродинамики
Рис. 3. Веб-сайт кафедры радиоприемных и радиопередающих устройств
Рис. 4. Веб-сайт кафедры инженерной графики
Рис. 5. Представление обязательной информации на персональных страницах преподавателей кафедры русского языка
Рис. 6. Персональный веб-сайт преподавателя кафедры прикладной математики М. Ю. Баландина
Наиболее существенным недостатком представления информации о преподавателях и сотрудниках является отсутствие взаимосвязи с образовательными и научными программами: часто на страницах преподавателей приводится только список читаемых дисциплин либо размещаются файлы с учебными материалами, разработанными для того или иного курса; ссылки на описания научных программ подразделений практически не представлены.
Кроме того, существуют проблемы, связанные как с недостаточностью информации (это касается, прежде всего, контактной информации, в которую к тому же часто включаются личные, а не служебные адреса электронной почты), так и с ее избыточностью (например, размещение текстов подробных автобиографий или полных списков публикаций в разделах обязательной информации), а также с отсутствием сведений о времени размещения информации и ее обновления.
Эти проблемы свидетельствуют, с одной стороны, о том, что пока еще не все преподаватели и сотрудники университета представляют себе значимость размещения подобной информации в интернете для их собственной профессиональной репутации и репутации подразделений, в которых они работают, а с другой — о том, что административные механизмы, позволяющие обеспечивать и постоянно поддерживать должный уровень представления информации о преподавателях и сотрудниках на веб-сайтах подразделений НГТУ, нуждаются в совершенствовании.
Рассмотренные требования к веб-ресурсам, содержащим информацию о преподавателях и сотрудниках, не являются исчерпывающими — корпоративные стандарты веб-сайтов подразделений должны содержать и другие требования, в том числе связанные с включением всех ресурсов в контекст информационной среды учебного заведения. Комплекс требований к персональным ресурсам преподавателей, сотрудников и студентов должен стать частью общих стандартов электронных ресурсов университета.
В конце февраля 2006 года в рамках программ Координационного совета НГТУ по информатизации образования планируется проведение семинара, который будет посвящен требованиям к веб-ресурсам подразделений университета и возможностям для их разработки и поддержки. Информация о семинаре будет размещена на сайтах Научно-методического центра НГТУ (http://smc.nstu.ru/nmc) и Института дистанционного образования НГТУ (http://ido.nstu.ru).
Марина Анатольевна Бовтенко,с. н. с. Института дистанционного образования НГТУ