В соответствии с общепризнанной концепцией непрерывного обучения (Lifelong Learning) ведущие российские вузы, в том числе и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), работают с очень разными целевыми группами: студенты, получающие высшее профессиональное образование (основная группа); школьники, обучающиеся на всевозможных курсах довузовской дистанционной и очной подготовки, в школах развития, участники олимпиад; взрослые люди, получающие дополнительное профессиональное образование (ДПО); люди старше 60 лет. Таким образом, вполне естественно, что вузы имеют связи со школами и ссузами, государственными, научными, коммерческими и общественными структурами как в стране, так и за рубежом.
НГТУ имеет развитую информационно-образовательную среду (ИОС), которая в разной степени используется всеми перечисленными выше целевыми группами. Основные информационные функции ИОС традиционно выполняет портал вуза, а реализация образовательных функций более сложная задача, возможности которой могут быть различными в зависимости от целей ее построения. Основная цель электронной образовательной среды (ЭОС) НГТУ – обеспечение удаленного доступа к образовательным ресурсам университета, обеспечение реализации электронного обучения (ЭО). Многолетний опыт построения ИОС вуза показал необходимость комплексного подхода: успешное функционирование среды невозможно без технологического (аппаратного и программного), нормативного, методического, кадрового и, наконец, организационного обеспечения [1, 2]. При этом требуется координация планомерных и трудоемких усилий по каждому из обеспечений. ИОС НГТУ работает не только внутри вуза, но и на наших партнеров в рамках различных сетевых структур. Например, НГТУ с 1997 г. является одним из учредителей Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий, а с 1998 г. – ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», объединяющей 42 вуза.
На настоящий момент информационно-образовательное пространство города Новосибирска представляет собой совокупность ИОС учреждений нашего города. Таким образом, если рассматривать это пространство как единую селевую структуру, то она является, с одной стороны, сильно децентрализованной, слабо связанной и разнотипной, с другой стороны, ее элементы обладают схожей функциональностью. Последнее объясняется развитием ИОС в одних и тех же условиях: единые минимальные требования к сайтам образовательных учреждений и использованию в них технологий электронного обучения со стороны государства, применение схожих технологий в связи с ограниченным ресурсным обеспечением в области образования. И это может служить достаточно большим объединяющим фактором, позволяющим строить общее пространство на единой платформе, которая может быть разработана на базе наиболее развитой программной системы ИОС одного из вузов Новосибирска.
Каковы могут быть цели данной сетевой структуры в целом? Прежде всего, это:
• повышение качества образования за счет создания открытого виртуального пространства для образовательных, научных и бизнес-структур;
• объединение усилий в осуществлении принципов непрерывного образования, повышение доступности образования вне зависимости от возраста, места проживания, уровня жизни и пр.;
• развитие технологий электронного и дистанционного обучения, позволяющих эффективно использовать учебно-методическую базу всех образовательных и научных учреждений города в интересах обучающихся.
Представляется, что движение по направлению к перечисленным целям и вообще к каким-либо целям может быть обеспечено при ряде условий, основные из них:
• наличие некоторого коллегиального координирующего органа, объединяющего представителей образования, власти и, возможно, бизнеса;
• выделение ресурсов на общие проекты всеми участниками и в первую очередь на формирование методической и технологической платформы для функционирования единого информационно-образовательного пространства города.
Существующий международный опыт по созданию межвузовского информационно-образовательного пространства дистанционного обучения на единой платформе (например, в Финляндии) показал, что это возможно, как правило, только при внятной политике государства в области дистанционного и электронного образования, а также активном его участии в проектах по созданию таких сетевых структур. По-видимому, это и является одной из основных причин отсутствия до сих пор в России такого распространенного в мире понятия, как виртуальный университет (в смысле объединения образовательных учреждений для совместного оказания образовательных услуг через Интернет). Очевидно, что для России это является делом ближайшего десятилетия.
Литература
1. Пустовой Н. В. Комплексный подход к развитию электронного и дистанционного обучения в техническом вузе / Н. В. Пустовой // Качество образования. – 2012. – № 9. – С. 20-23.
2. Юн С. Г. Программная платформа электронной образовательной среды вуза в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / С. Г. Юн // e-LeamingWORLD. Мир электронного обучения. – М., 2013. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.elw.ru/practice/detail/5566/, свободный. – Загл. с экрана.