Реализация программ информатизации образования предполагает создание условий для эффективного использования ИКТ в учебном процессе — обучение сотрудников и преподавателей и обеспечение преподавателей рабочими местами, оборудованными компьютерами. Для диагностики уровня ИКТ-компетенции преподавателей НГТУ и оснащенности кафедр компьютерами Научно-методический центр и Институт дистанционного образования и НГТУ провели соответствующие исследования.
Результаты анкетирования «Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей» были представлены в предыдущем выпуске бюллетеня (ИТО № 2(6), с. 18).
Анкетирование, посвященное проблеме наличия на кафедрах оборудованных рабочих мест для преподавателей, было проведено в апреле-июне текущего года. Заведующим кафедрами предлагалось подать сведения о количестве преподавателей и аспирантов, о количестве доступных для них на кафедре компьютеров и о технических характеристиках аппаратного обеспечения.
Из 80 кафедр НГТУ в опросе приняли участие 66 подразделений. Не участвовали в анкетировании кафедры аэрогидродинамики, защиты информации, инженерных проблем экологии, алгебры и математической логики, вычислительных технологий, инженерной математики, параллельных вычислительных технологий, безопасности труда, тепловых электростанций, химии, международных отношений, философии, иностранных языков гуманитарного факультета, а также учета и банковского дела.
Анализ результатов анкетирования показал, что по соотношению числа компьютеров и количества преподавателей и аспирантов все кафедры можно разделить на 4 группы: 1 компьютер на 1-2 человек, 2-5, 5-10 и более чем на 10 человек соответственно (см. диаграмму 1)1.
К первой группе (1 компьютер на 1-2 человек) принадлежат 18 кафедр;ко второй (2-5) — 30;к третьей (5-10) — 6;к четвертой (более 10 человек) — 3 кафедры.
В числе лидеров по комплектации компьютерами рабочих мест преподавателей — кафедры электронных приборов; социологии; частного права; автоматики; промышленной электроники; прочности летательных аппаратов; самолето- и вертолетостроения, электрофизических установок и ускорителей (соотношение количества преподавателей и числа компьютеров на этих кафедрах равняется 1.2 — 1.3).
Необходимо отметить, что если некоторые подразделения попали в первую группу из-за малочисленности штата (например, на кафедре социологии число преподавателей и аспирантов составляет 6 человек; на кафедре оценки качества образования — 1 человек), то кафедры вычислительной техники, конструирования и технологии радиоэлектронных средств, электрических станций, промышленной электроники, автоматики, электронных приборов, на которых работает от 21 до 28 преподавателей, оказались в первой группе за счет большого количества имеющихся у них компьютеров.
Наименее благополучная ситуация с обеспеченностью преподавателей и аспирантов рабочими местами складывается на кафедрах электропривода и автоматизации промышленных установок (13), высшей математики (12.5) и иностранных языков технических факультетов (10.3).
В качестве минимальных технических требований к компьютерам преподавателей были приняты следующие характеристики: Информационные ресурсы НГТУ процессор — 1 ГГЦ, объем жесткого диска — 40 Гб, объем оперативной памяти — 128 Мб.
Учет этих требований делает общую картину оснащенности кафедр компьютерами менее радужной (см. таблицу 1).
К первой группе можно отнести только 5 кафедр;ко второй — 23,к третьей — 21,к четвертой — 7 кафедр.
На кафедре технологических процессов и аппаратов и военной кафедре компьютеры, соответствующие минимальным техническим требованиям, просто отсутствуют.
Скорее всего, при проведении исследования были учтены не все фактические рабочие места преподавателей кафедр (известно, что практически все деканы, их заместители и другие представители администрации универси¬тета, являющиеся также преподавателями соответствующих кафедр, имеют оборудованные рабочие места в деканатах, лабораториях и т.д.). Тем не менее, результаты проведенного исследования достаточно наглядно показывают уровень оснащенности рабочих мест преподавателей компьютерами в нашем университете.
Для сравнения: по нормативам, принятым в Европе и США, рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть у каждого преподавателя. В связи с этим минимальные требования к оборудованию рабочих мест преподавателей будут обязательно описаны в Программе информатизации образования НГТУ, которая в настоящее время разрабатывается в университете.
Таблица 1. Обеспеченность кафедр компьютерами для преподавателей и аспирантов, отвечающими минимальным техническим требованиям
Кол-во чел. на один ПК | Всего кафедр | Кафедры |
---|---|---|
1-2 | 6 | Оценки качества образования (1); Прочности летательных аппаратов (1,3); Электрофизических установок и ускорителей (1,3); Частного права (1,3); Автоматизированных электротехнологических установок (1,6); Автоматики (1,8). |
2-5 | 22 | Вычислительной техники (2,2); Самолето- и вертолетостроения (2,5); Автоматизированных систем управления (2,7); Теории рынка (2,7); Учета и статистики (2,7); Конструирования и технологии радиоэлектронных средств (2,8); Экономики сервиса (3,0); Публичного права (3,0); Социально-массовых коммуникаций (3,0); Электрических станций (3,1); Прикладной математики (3,3); Прикладной механики (3,3); Экономической информатики (3,7); Инженерной графики (4,0); Теоретических основ радиотехники (4,0); Теоретических основ электротехники (4,3); Русского языка (4,3); Промышленной электроники (4,4); Систем сбора и обработки данных (4,5); Истории и политологии (4,8); Теории и истории культуры (5,0); Экономики предприятий (5,0). |
5-10 | 21 | Социальной работы (5,3); Систем управления и экономики энергетики (5,3); Техники и электрофизики высоких напряжений (5,5); Газодинамических импульсных установок (5,5); Педагогики и психологии (5,5); Социологии (6,0); Электромеханики (6,0); Автоматизированных электроэнергетических систем (6,0); Автоматизации производственных процессов в машиностроении (6,5); Материаловедения в машиностроении (6,0); Электронных приборов (7,0); Финансов и налоговой политики (7,3); Технологии машиностроения (7,5); Систем электроснабжения предприятий (7,5); Программных систем и баз данных (7,7); Радиоприемных и радиопередающих устройств (7,7); Теоретической механики и сопротивления материалов (8,0); Автономных информационных и управляющих систем (8,0); Электрического транспорта (8,0); Общей физики (8,3); Технологии продуктов питания (9,5). |
10 и больше | 7 | Общей электротехники (11,0); Экономической теории (12,0); Организации производства (12,3); Высшей математики (16,7); Иностранных языков технических факультетов (18,0); Электропривода и автоматизации промышленных установок (26,0); Филологии (29,0). |
Диаграмма 1 — Обеспеченность кафедр оборудованными рабочими местами
___________________________________________________________1На кафедре физического воспитания компьютеров нет