Развитие системы удаленного тестирования DiTest.v2

Система удаленного тестирования DiTest.v2, разработанная Институтом Дистанционного Образования (ИДО) НГТУ, за прошедший учебный год приобрела еще большую аудиторию пользователей. Об этом свидетельствуют накопленные статистические данные. На конец 2008-го года количество преподавателей, использовавших систему тестирования, составляло 64 человека; общее количество заданий 12532; количество студентов, прошедших тестирование, 1736 человек. По данным на конец августа 2010 года количество преподавателей, активно использующих систему тестирования, составляет 123 человека (увеличение примерно в 2 раза), количество заданий 23479 (увеличение примерно в 2 раза), количество студентов, прошедших тестирование, 13666 (увеличение почти в 8 раз).

Столь стремительное увеличение количества пользователей было бы невозможным без двух основных факторов развития: 1) значительное улучшение программной оболочки, 2) повышение качества технической поддержки.

В настоящее время программная среда по составлению тестов претерпела как внешние, так и функциональные изменения.

При наполнении теста у преподавателя появилась возможность использовать новые типы тестовых заданий: числовой вопрос, вопрос на ассоциации, короткий вопрос и вопрос открытого типа.

  • Числовой вопрос предполагает ввод числа в качестве ответа.
  • Вопрос на ассоциации несколько похож на тип вопроса на соответствие. Единственное отличие заключается в том, что все варианты ответов представляют собой одно множество, и в этом множестве каждый из вариантов может соответствовать другому варианту несколько раз (один и более, в зависимости от установок для конкретного варианта).
  • Короткий тип вопроса предполагает ввод ответа в текстовое поле. При составлении вопроса имеется возможность указать несколько правильных вариантов. Таким образом, вы сможете исключить возможную грамматическую ошибку при вводе ответа студентом, либо дать меньшее количество баллов в случае, если ответ, к примеру, почти правильный.
  • Открытый тип вопроса предполагает написание мини-рассказа, эссе, либо ответа в свободной форме. Данный тип вопроса программно не оценивается. После прохождения теста преподаватель самостоятельно оценивает ответ, данный студентом.

Для определения оптимального типа задания при его создании доступна возможность просмотра краткого описания типа вопроса с легко понятным примером.

Появилось так называемое «запоминание» стандартных действий при составлении заданий. Выбор темы, дидактической единицы и типа вопроса теперь происходит автоматически. Тем не менее, преподаватель вправе изменить любой параметр, выбранный автоматически.

При составлении текста задания, либо вариантов ответов имеется возможность воспользоваться как обычным полем ввода, так и веб-редактором FCKEditor. Данный редактор позволяет форматировать текст, вставлять графические изображения, использовать таблицу специальных символов.

Помимо этого, был разработан новый редактор формул. Принципиальное отличие от старого редактора заключается в том, что он написан с использованием технологии Flash. Это означает, что, если для старого редактора требовалась установка специального программного комплекса (так называемой Java-машины) на каждый компьютер, на котором предполагалось отображение формул, то для нового редактора проигрыватель flash устанавливается автоматически при установке операционной системы или браузера, что позволяет использовать редактор и просматривать формулы в режиме тестирования на любом компьютере. Интерфейс редактора и ожидаемые действия полностью схожи с встроенным в MS Office редактором Microsoft Equation.

Зачастую при составлении теста возникает ситуация, когда вопросы имеют различный уровень сложности. Иными словами, за правильный ответ на некоторые задания следует начислять к итоговому результату большее или меньшее количество баллов. Для реализации данной возможности был введен параметр «максимальная оценка за вопрос». При составлении задания преподаватель может вручную ввести количество баллов, которое будет начислено при верном ответе.

Более того, преподаватель может так же указать «вес» для каждого из вариантов ответа в процентном соотношении от «максимальной оценки за вопрос» (от -100% до 100%). Например, при ответе на вопрос с множественным выбором студент сможет рассчитывать на какое-то количество баллов, даже в случае, когда он отметил не все правильные варианты ответа.

Также в режиме составления теста преподаватель может достаточно гибко настроить условия сортировки и выборки вопросов (порядок и количество вопросов из той или иной группы при автоматической генерации); изменять позиции вопросов внутри групп заданий, тем, дидактических единиц; указать описание для темы (группы вопросов). Введенное описание будет отображаться вместе с каждым вопросом, находящимся внутри данной группы.

Появилась возможность слияния нескольких тестов в один при загрузке теста для редактирования. Эта возможность может быть полезна при составлении единого теста по всем дисциплинам, либо по всему курсу обучения по конкретной дисциплине (где каждый этап завершался промежуточным тестовым контролем). Такая возможность также позволяет при разработке банка тестовых заданий группой авторов вести работу каждым разработчиком отдельно.

Модуль проведения тестирования также претерпел несколько функциональных изменений.

Так, при тестировании у пользователя имеется возможность самостоятельно выбрать способ вывода заданий:

  • последовательный, когда задания выводятся один за другим;
  • с возможностью выбора любого задания в списке заданий теста.

При назначении доступа к тесту появилась возможность гибкой настройки параметров. Преподаватель может назначить доступ на конкретное число или время в будущем. Появилась возможность просматривать результаты тестирования в виде теста. Данный режим просмотра результатов позволяет разрешать спорные ситуации по поводу начисленных баллов за тест.

Помимо всего вышеперечисленного был выполнен ряд изменений, касающихся улучшения интерфейса.

При возникновении любого вопроса пользователь может обратиться к достаточно подробной он-лайн справке по работе с системой, которая создана как для преподавателей, так и для студентов. Полная копия справки так же оформлена в виде windows-справки (формат .CHM) и внедрена в локальную версию модуля создания тестов.

Успешно проводятся курсы повышения квалификации по обучению преподавателей работе с системой.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Спецификация IMS QTI [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.imsglobal.org/question/ (23.08.2010)
  2. Автоматизированная система удаленного тестирования «DiTest v.2» : Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 10742 / М. Э. Ильин, В. И. Гужов, Д. Д. Бочаров, Е. А. Зима, В. М. Козлов, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 3.
  3. Система тестирования DiTest. V2 / М. Э. Ильин, С. Г. Юн // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : [сб. науч. ст.] 7 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 22-25 сент. 2008 г. – Томск : Дельтаплан ; Омск, 2008. – С. 199-200.
  4. Автоматизированная система удаленного тестирования «DiTest v.2» / М. Э. Ильин, В. И. Гужов, Д. Д. Бочаров, Е. А. Зима, В. М. Козлов, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 3.
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 31-33.