Веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку» как комплексный методический ресурс в сфере электронной (компьютерной) лингводидактики

В марте 2003 года в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в Институте дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета был создан Центр лингвометодических информационных ресурсов.

Целью создания центра была подготовка преподавателей иностранных языков и русского языка как иностранного к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании языка: повышение компетентности преподавателей в сфере компьютерной (электронной) лингводидактики  – методики применения ИКТ в обучении языку, предоставление возможностей использования современных ИКТ – специализированных программных продуктов и методических материалов, а также создание условий для экспериментального обучения студентов на базе центра.

В ноябре у центра появился собственный веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку», а в январе 2004 года начались занятия в компьютерном классе центра для преподавателей и студентов.

Перед разработчиками сайта центра стояли две задачи:

  • обеспечение представительства центра в Интернете;
  • создание ресурса, который бы содержал методические материалы по использованию ИКТ в обучении языку для русскоязычных преподавателей иностранных языков, включая преподавателей русского языка как иностранного.

Для решения этих задач в структуру сайта были включены следующие разделы:

  • раздел «Ресурсы» с каталогом имеющихся в центре компьютерных программ для обучения иностранным языкам и методической литературы по проблемам использования ИКТ в преподавании иностранных языков;
  • раздел «Мастер-класс», который включал публикации российских и зарубежных авторов по вопросам современной методики обучения языку и использования ИКТ в преподавании иностранных языков, ссылки на конференции по проблемам ИКТ в образовании и коллекцию ссылок на Интернет-ресурсы по изучению иностранных языков;
  • раздел «Обучение», в котором была размещена программа курса «Компьютерная лингводидактика» и методические материалы по использованию ИКТ в преподавании иностранных языков.

 

Рис. 1. Главная страница сайта (2003 г.)

В дальнейшем на сайте появились новые разделы:

  • в разделе «Компьютерные права» были размещены материалы, связанные с общими навыками использования компьютерных технологий в учебной и профессиональной деятельности (десятипальцевый метод печати, работа со ссылками на Интернет-ресурсы, подготовка презентаций);
  • в разделе «Работы студентов» были представлены компьютерные презентации на русском и иностранных языках, подготовленные студентами в рамках промежуточной и итоговой аттестации, а также материалы по результатам международных проектов, в том числе телекоммуникационных проектов, в которых принимали участие студенты НГТУ.

Увеличение числа материалов потребовало добавления карты сайта и страницы с описанием требований к оформлению ссылок на сайт. Кроме того, на сайте была создана страница с кратким описанием его ресурсов на английском языке.

Веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку» до сих пор остается одним из немногих российских ресурсов, полностью специализирующихся на методике применения ИКТ в обучении иностранным языкам.

Все разделы сайта регулярно обновляются и пополняются. Так, в раздел «Компьютерная лингводидактика» добавляются методические материалы, в раздел «Статьи» – новые публикации, в том числе российских преподавателей, активно использующих ИКТ в преподавании иностранных языков.

На протяжении всего времени существования сайта он активно используется тремя категориями пользователей:

  • студентами, обучающимися в НГТУ на технических, гуманитарных и экономических специальностях в очной, заочной и комбинированной (очно-дистанционной) формах;
  • преподавателями иностранных языков из НГТУ;
  • преподавателями НГТУ и других учебных заведений, которые проходят в университете обучение по курсу «ИКТ в преподавании иностранных языков»;
  • внешними посетителями.

 

Статистика посещаемости сайта наглядно демонстрирует востребованность ресурса как российскими, так и зарубежными пользователями. Учет количества посетителей сайта был начат в феврале 2006 года (статистика фиксируется с помощью системы Интернет-статистики HotLog ). К маю 2006 года количество пользователей составило почти 10 000, в сентябре 2009 года – около 160 000.

История развития сайта в 2003-2009 гг. может служить своеобразным отражением развития компьютерной (электронной) лингводидактики этого периода. Основные тенденции развития электронной лингводидактики были связаны с широким использованием мультимедийных ресурсов и информационных ресурсов Интернета, созданием сетевых учебных курсов, использованием в учебном процессе разнообразных средств электронной коммуникации, применением проектных методов обучения.

Представляется, что последние данные статистики посещений веб-сайта «Информационные технологии в обучении языку» демонстрируют особенности востребованности ИКТ в обучении иностранным языкам в настоящее время.

Общее количество посетителей сайта за сентябрь 2009 года – 3840, число обращений к наиболее востребованных страницам – 9100, число поисковых запросов – 2420.

В качестве основных статистических показателей далее рассматриваются следующие:

  • география пользователей (страны, населенные пункты);
  • наиболее востребованные страницы сайта;
  • поисковые запросы;
  • ссылающиеся страницы.

География пользователей

Бóльшую часть посетителей сайта составляют жители России, в первую десятку также входят Украина, Белоруссия, Казахстан, Эстония, Молдавия, Германия, США, Норвегия, Латвия. Кроме пользователей из этих стран, сайт посещают представители Японии, Австралии, Португалии, Чехии, Италии, Китая и др. В России первые места по посещаемости сайта занимают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Перми, Саратова; при этом посетители сайта представляют практически все регионы страны – от Калининграда до Владивостока.

 

Рис. 3. География посетителей сайта (1.09.09-2.10.09) – страны

   

Рис. 4. География посетителей сайта (1.09.09-2.10.09) – города

Наиболее востребованные страницы сайта

Самые посещаемые страницы сайта посвящены литературе по компьютерной лингводидактике (1037 обращений), созданию электронных учебных материалов (более 900 обращений), в том числе подготовке презентаций (более 600) и разработке веб-квестов (более 300), а также опубликованные на сайте статьи (947 обращений к списку статей с аннотациями и к текстам 20 статей ). Наиболее востребованные ресурсы сайта представлены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее востребованные страницы сайта (1.09.09-2.10.09)

Раздел сайта Число обращений
Методическая литература 1841
Работы студентов. Презентации. 750
Мастер-класс. Интернет-ресурсы 674
Ресурсы центра. Электронные материалы 634
Мастер-класс. Ссылки на коллекции презентаций 416
Мастер-класс. Статьи. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика 334
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Методические материалы. Веб-квест 248
Главная страница сайта 247
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Методические материалы. Разработка компьютерных заданий. Программа «Hot Potatoes» — рекомендации по работе с программой 210
Мастер-класс. Статьи 186
Обучение. Компьютерные права. Подготовка презентаций PowerPoint 141
Работы студентов. Проекты 119
Мастер-класс. Статьи. Батырева Л. Работа в команде как способ организации профессионального взаимодействия преподавателей иностранного языка 113
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Тематический план курса. Список ссылок на разработанные методические материалы 101
Ресурсы центра. Компьютерный класс. Расписание работы 101
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Методические материалы. MS PowerPoint 94
Мастер-класс. Конференции 92
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Методические материалы. Электронный портфель 80
Обучение. Курсы и семинары 63
Обучение. Компьютерная лингводидактика. Методические материалы. Шаблоны для создания веб-квестов 60

Из опубликованных статей наибольший интерес у посетителей вызывают публикации, посвященные современным методам обучения – методу проектов и методу работы в команде, а также средствам самостоятельной разработки электронных учебных материалов: Кочетурова Н. А.«Метод проектов в обучении языку: теория и практика» (334 обращения), Батырева Л. С. «Работа в команде как способ организации профессионального взаимодействия преподавателей иностранного языка» (113 обращений), Бовтенко М. А. «Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно» (56 обращений). В таблице 2 представлен список статей сайта и количество обращений к каждой публикации.

Таблица 2. Востребованность статей, опубликованных на сайте (1.09.09-2.10.09)

Автор, название статьи Число обращений
Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика 334
Батырева Л. Работа в команде как способ организации профессионального взаимодействия преподавателей иностранного языка 113
Бовтенко М. Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно 56
Кузьмина Т., Потапчук В. Электронная версия учебного комплекса по английскому языку «Click On Russia» 46
Симонова Н. «Welcome to Barnaul!» — электронная версия пособия по английскому языку для студентов неязыковых вузов 41
Шестаков К. Электронные учебные пособия по английскому языку на основе аутентичных видеоматериалов 2421
Пиотровская К. Современная компьютерная лингводидактика 18
Krauss M. Integrating the Internet into the ClassroomИнтеграция ресурсов Интернета в учебный процесс 12
Казарина О. Студенческий блог «The World of Language» 12
Warschauer M. Reconceptualizing the Digital Divide Переосмысливая понятие «цифровое неравенство» 11
Viney P. Copyright — The Right to Copy? Копирайт — право копировать? 11
Соловов А. Мифы и реалии дистанционного обучения 10
Щеглова О. Использование презентаций MS PowerPoint в курсе домашнего чтения 10
Gitsaki Chr., Taylor R. «Internet English»Коммуникативный курс английского языка на основе ресурсов Интернета 9
Wingate J. 10 Ways to… Keep Students Speaking English 10 приемов мотивирования учеников к общению на английском языке на занятиях 9
Бекерова Е. ИКТ в курсах перевода: создание виртуальных экскурсий и дублирование фильмов 8
Эйдельман Н. Использование новых информационных технологий в курсе по развитию навыков письменной речи на языковом факультете 7
Higgins J. Learning with a ComputerОбучение с использованием компьютера 6
Smith M. Installing a Multimedia Laboratory: Some Lessons to Be Learned Организация мультимедийного компьютерного класса: полезные уроки 2

Поисковые запросы

За анализируемый период пользователями было сделано 2420 поисковых запросов на русском, английском и немецком языках. Чаще всего посетители сайта искали информацию о методических ресурсах для подготовки электронных учебных материалов (презентаций, веб-квестов, веб-страниц, интерактивных заданий – около 50% запросов); о современных методах обучения и оценки знаний (метод проектов, работа в команде, языковой портфель, критериальная оценка знаний), о материалах по теории и практике ИКТ в обучении иностранным языкам, о ресурсах для изучения английского, немецкого, французского, итальянского, японского языков и русского языка как иностранного с помощью ИКТ – в среднем по 15% запросов по каждому из названных блоков.

Запросы, касающиеся совершенствования общих навыков работы на компьютере (десятипальцевого метода набора текста, работы с сохранением ссылок на Интернет-ресурсы, создания веб-страниц) и соблюдения авторских прав при использовании Интернет-источников, составляют соответственно 1,7% и 0,3%. С информацией о конференциях связано 0,4% запросов.

   

Рис.5. Поисковые запросы (1.09.09-2.10.09)

Ссылающиеся страницы

Список ссылающихся страниц позволяет увидеть возможности выхода на сайт с других ресурсов – как правило, это поисковые системы, специализированные (тематические) каталоги и сайты, близкие по тематике. Ссылки на сайт с других веб-сайтов позволяют понять, какие именно материалы сайта владельцы других ресурсов считают значимыми для пользователей, а также увидеть, насколько корректно оформляются ссылки на сайт или цитируются материалы сайта.

Анализ статистики по ссылающимся страницам показывает, что пользователи выходят на сайт «Информационные технологии в обучении языку» при поиске информации с помощью:

национальных поисковых систем и почтовых серверов, таких как Yandex, Rambler, Mail.ru, Nigma и др.;

локализованных версий системы Google в России, Германии, Италии, Эстонии, Армении и других странах;

каталогов Интернет-ресурсов на специализированных образовательных порталах – «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru) и т. д.;

разделов «Полезные ссылки» на образовательных сайтах и специализированных сайтах, посвященных обучению языку – например, на портале «Русский язык для всех» (http://www.russianforall.ru), на сайте Нарвского профессионального учебного центра (http://www.nvtc.ee) и др.;

ссылок на отдельные разделы и страницы сайта на специализированных сайтах – например, на сайте «Английский язык» (http://y4im-english.ru/node/661) помещена ссылка на страницу «Коллекции презентаций»;

ссылок на педагогических форумах и в персональных блогах – например, на сайте «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» (http://www.openclass.ru/weblinks/72289, http://www.openclass.ru/weblinks/69301, http://www.openclass.ru/wiki-pages/44922#comment-52884 и др).

Каталоги и разделы «Полезные ссылки», как правило, дают ссылки на сайт в целом, в то время как поисковые системы, веб-сайты, сообщения в форумах и публикации в блогах ссылаются как на весь сайт, так и на отдельные разделы и страницы сайта.

Лидирующие позиции занимают ссылки на статью о методе проектов в обучении иностранным языкам, а также ссылки на разделы, посвященные созданию электронных учебных материалов (презентаций, интерактивных упражнений с использованием программы Hot Potatoes, веб-квестов). Показательно, что на сайт «Информационные технологии в обучении языку» ссылаются как на специализированных ресурсах, посвященных преподаванию иностранных языков, так и на педагогических сайтах и форумах, связанных с общими проблемами использования ИКТ в образовании, а также на форумах родителей, сайтах школьных классов, в персональных блогах.

При этом нельзя не отметить, что практика корректного оформления ссылок как на сайт в целом, так и на опубликованные на нем материалы по-прежнему в значительном большинстве случаев не соответствует требованиям к оформлению ссылок и цитат и соблюдению авторских прав. При ссылке на сайт владельцы ресурсов редко указывают название сайта и данные об авторе публикации (если речь идет о статье); кроме того, встречаются случаи копирования больших фрагментов текста, страниц сайта, а также материалов сайта без какой-либо ссылки на источник; в некоторых случаях при оформлении ссылки авторы сайтов не считают нужным упомянуть не только название, но и адрес сайта, например:

«Презентации для этой страницы были найдены здесь»

«Методические материалы и рекомендации по разработке заданий в данной программе Вы можете найти по адресу»

«Чтобы узнать, что думают о блогах «теоретики и практики» в вопросах сетевого образования, прочитайте статьи: … Обучение в «блогосфере» …»

 «Ссылочка на программу hot potatoes http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php»

«На основе материалов сайта http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php »

«Источник: http://www.itlt.edu.nstu.ru/cld_literature.php Автор: itlt»

Характерно, что за шесть лет работы в центр не поступило ни одного запроса, связанного с разрешением использовать материалы сайта, а после напоминания о необходимости корректного цитирования некоторые владельцы ресурсов предпочли удалить ссылки на сайт или материалы, заимствованные с сайта, нежели корректно оформить ссылки.

Анализ практики использования сайта «Информационные технологии в обучении языку» в работе с преподавателями иностранных языков и русского языка как иностранного показывает следующее.

Размещенные на сайте ресурсы являются открытым учебно-методическим комплексом по курсу «ИКТ в преподавании иностранных языков» («Компьютерная / электронная лингводидактика»), ориентированным на преподавателей.

Данный учебно-методический комплекс включает все необходимые компоненты: программу курса; методические материалы; научно-методические публикации, обобщающие отечественный и зарубежный опыт использования ИКТ в преподавании иностранных языков; ссылки на другие публикации этой тематики; учебные материалы; примеры электронных учебных материалов, подготовленных преподавателями и студентами; требования к итоговой аттестации по курсу.

Ресурсы сайта могут использоваться как при повышении квалификации преподавателей, так и при подготовке будущих преподавателей иностранных языков и русского языка как иностранного.

Открытость ресурсов позволяет использовать их во всех формах обучения – на аудиторных занятиях, для самостоятельной работы, а также в комбинированном и дистанционном обучении.

Сайт является полезным ресурсом и для студентов различных специальностей, не связанных с преподаванием языков.

Так, ресурсы сайта используются студентами ряда гуманитарных специальностей при подготовке к итоговому экзамену по иностранному языку, частью которого является публичное выступление на свободную тему с электронной презентацией. У студентов специальности «Филология» подготовка к выступлению, сопровождаемому презентацией, осуществляется не только на занятиях по иностранному языку, но и в рамках специального курса «Компьютерные технологии в подготовке презентаций», который читается на русском и английском языках. На занятиях по данному курсу преподаватель и студенты активно обращаются к разделу сайта «Презентации», в котором размещены (и каждый год обновляются) лучшие примеры презентаций на русском, английском, немецком, французском и итальянском языках, подготовленных студентами предыдущих курсов. Ресурсы данного раздела используются на этапе ознакомления студентов с требованиями к электронным презентациям и служат материалом для заданий по реконструкции текста устного выступления по готовой электронной презентации. Кроме того, эти ресурсы нередко служат студентам ориентирами при выборе темы для собственного устного выступления. Полезными для студентов также являются материалы раздела «Публичное выступление», включающие критерии оценки публичного выступления, советы по созданию презентаций, речевые клише на английском языке и др. Возможность публикации собственных презентаций на сайте центра является для студентов дополнительным мотивационным фактором.

Студенты технических специальностей, у которых устное выступление с электронной презентацией не является обязательной составляющей экзамена, также используют все эти ресурсы – при подготовке к промежуточной аттестации.

Перспективы развития сайта, определяемые современным состоянием электронной лингводидактики и анализом наиболее востребованных ресурсов сайта, связаны, прежде всего, с пополнением разделов «Методические материалы» и «Статьи» новыми публикациями по использованию в обучении языку современных технологических средств, позволяющих развивать навыки коммуникации и совместной работы в электронной среде. Переструктурирование разделов «Конференции» и «Интернет-ресурсы» позволит сделать их более удобными для пользователей, а раздел «Работы студентов» может пополняться не только презентациями, выполненными в рамках курсов иностранных языков, но и аналогичными работами по другим учебным дисциплинам. Кроме того, представляется целесообразным детализировать меню сайта – это позволит упростить доступ как к уже популярным ресурсам, в частности, к методическим материалам и Интернет-ресурсам для изучения различных иностранных языков, так и к ресурсам, которые в настоящее время используются профессиональным сообществом недостаточно активно (среди них – информация о конференциях, электронные архивы материалов конференций и др.).

Еще одной важной задачей является создание страниц сайта на иностранных языках. Изначально ресурс был ориентирован исключительно на преподавателей иностранных языков и русского языка как иностранного из России. Однако статистика обращений к сайту пользователей из-за рубежа свидетельствует о том, что он востребован и преподавателями других стран. Создание разделов сайта на иностранных языках позволит повысить популярность этого ресурса у зарубежных преподавателей русского языка как иностранного и послужит налаживанию профессиональных контактов.

Литература:

Бовтенко М.А., Козлов В.М., Петров Р.В. Специализированный веб-сайт как универсальное средство методической поддержки преподавателей //Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития. Мат-лы IV Всерос. конф.-выставки. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 66.Бовтенко М. А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.Бовтенко М. А.  Веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку» как ведущий компонент методического обеспечения курса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка»  / М. А. Бовтенко // Кафедра: проблемы, поиски, перспективы: Сб. статей / под общ. ред. О. П. Сологуб. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – С. 9-20.

01.01.2010 Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 49-62.