Одной из основных целей информатизации образования является повышение его каче-ства благодаря таким факторам, как обеспечение его качественными образовательными ресурсами; повышение квалификации преподавателей и заинтересованности, самостоя-тельности, креативности учащихся при работе в информационной образовательной среде и другим.
Степень эффективности организационных усилий и инвестиций в информатизацию образования можно оценить и сравнить (по регионам, уровням образования, отдельным учебным заведениям) осуществляя мониторинг показателей и критериев собственно про-цесса информатизации, а также влияния ее на качество образования. Полученная оценка может и должна использоваться для дальнейшей организации гармоничного развития ин-формационных и телекоммуникационных технологий в обучении.
Система государственной статистики сегодня, к сожалению, не позволяет решать за-дачи мониторинга в этой сфере. Сборы данных, инициированные региональными органа-ми управления образованием, не регулярны, не освещают полностью эти процессы. Полу-ченная информация зачастую устаревшая и не сопоставимая по регионам. Таким образом, не достигается основная цель мониторинга в системе образования – предоставление опе-ративной и полной информации для поддержки органов управления в принятии решений, направленных на повышение качества образования и эффективное расходование средств. Автоматизация процесса мониторинга информатизации и ее влияния на качество образо-вания способствует реализации этой цели.
Отслеживание процессов информатизации и ее влияния на качество образования предполагает необходимость реализации мониторинга информационных образовательных ресурсов, мониторинга компетенций в области информационных технологий учащихся и преподавателей т.д. /1/.
Для реализации унифицированной схемы процесса проектирования и создания про-граммных систем мониторинга, ориентированных на конкретную предметную область предлагается использовать типовую модель мониторинга (ТММ), которая:
Цель предлагаемой работы состоит в выработке механизма моделирования мони-торинга, в результате использования которого строится специализированная модель мо-ниторинга на основе ТММ.
Механизм моделирования мониторинга является формализованным технологическим процессом информационного моделирования, построенным на основе семантического подхода /2/,. На рисунке 1 представлен схематически процесс построения модели в соот-ветствии с предлагаемым механизмом.
Рис. 1. Схематическое представление механизма моделирования мониторинга
На начальном этапе моделирования идет процесс формирования целей и задач мони-торинга. Далее в соответствие с целями и требованиями анализируется предметная об-ласть. Затем формируется специализированная модель из типовых фрагментов отдельных составляющих ТММ, выбираемых из сформированного ранее банка данных типовых ре-шений. При необходимости ввести нетиповой фрагмент, специальная опция позволяет расширить данный банк.
Предполагаемая программная реализация описанного выше механизма позволит по заданным параметрам предметной области, в соответствие с выбираемыми целями, полу-чать специализированную модель мониторинга. Далее, в соответствии с выработанной моделью, будет реализовано программное обеспечение мониторинга (программная систе-ма мониторинга).
В настоящий момент идет разработка и программная реализация механизма моделиро-вания мониторинга с целью организации возможности предоставлять в дальнейшем про-граммные системы мониторинга, основанные на специализированных моделях, построен-ных по заявленным заказчиками целями мониторинга и требованиям к нему. Создается банк данных типовых решений мониторинга образования, включающий в себя важней-шую составляющую — набор типовых критериев /3/.
Литература