Использование информационных технологий в образовании

В Советском Союзе была создана уникальная государственная система заочного образования, обеспечивающая примерно 45 % потребностей в специализированном высшем и среднем образованием. Студенты могли самостоятельно в удобное для них время, в удобном месте и в удобном темпе выполнять учебные задания. Обучение по переписке, часто называемое заочным обучением, может рассматриваться как ранняя форма дистанционного образования.

Развитие информационных технологий позволило использовать цифровые телекоммуникационные системы для организации процесса обучения. В российском образовании информационные технологии начали использоваться с середины 60-х гг. Однако перестройка экономики страны более чем на 10 лет затормозила этот процесс. В настоящее время ведущими в области развития дистанционного обучения являются страны Европы, Великобритании и США.

Для полнофункционального, эффективного развертывания системы ДО в учебном учреждении или крупной компании необходима система управления учебным процессом. Система дистанционного обучения состоит из двух больших частей: «оболочка» и «контент». Оболочка — это специально разработанное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать обучаемым доступ к учебным курсам через Интернет или локальную сеть, отслеживать процесс и результаты обучения, создавать и редактировать учебные курсы и т.д. Эти программы называются Learning Management System (LMS — системы управления обучением). Контент — набор учебных курсов, содержащих в себе информацию, иллюстрации, упражнения и тесты.

Основной целью систем управления обучением является реализация организационно-административных функций по управлению учебным процессом, таких как создание и сопровождение учетной информации о студентах и преподавателях, составление и объявление расписаний учебных мероприятий, связанных с курсом (сетевые дискуссии, видеоконференции, тесты и контрольные работы), мониторинг успеваемости слушателей курса, вопросы отслеживания оплаты обучения и др.

Эти возможности могут быть реализованы набором стандартных средств (обычная и электронная почта, телефон, доски объявлений, электронные таблицы и базы данных). Однако для интернет-обучения такие функции, как правило, реализуются специализированными сетевыми программными системами типа «электронная кафедра», «электронный деканат» или «виртуальный университет». Кроме того, наблюдается тенденция объединить все компоненты ДО (учебные курсы и средства их разработки, средства доставки учебных материалов, средства взаимодействия преподавателя и обучаемых, системы оценки знаний) в один программный продукт.

Существует достаточно много зарубежных и отечественных систем управления обучением [1]. Системы управления поддержкой обучающей среды (средства взаимодействия преподавателя и обучаемых) могут быть:

  • полностью интегрированы в LMS систему, например, как в системе WebCT, или же
  • реализованы в виде независимых программных продуктов или компонентов (IBM LMS).

При наличии большого числа LMS необходимо, чтобы обучающий курс выполнялся в любой среде [2-5]. Для этого необходимо выработать систему спецификаций, которым он должен удовлетворять.

Основными разработчиками спецификаций в сфере электронного обучения являются:

  • IMS — Instructional Management System Project,
  • ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring, and Distribution Networks for Europe Project,
  • AICC — Airline Industry Computer Based Training Committee,
  • IEEE LTSC — IEEE Learning Technology Standards Committee,
  • SCORM — Sharable Content Object Reference Model.

В настоящее время необходимо, чтобы разрабатываемые учебные курсы и выбираемые системы управления обучением соответствовали модели SCORM.

SCORM — это, скорее, не стандарт, а эталон, при помощи которого проверяется эффективность и практическая применимость набора отдельных спецификаций и стандартов. Этот эталон используется IEEE и IMS для объединения созданных ими спецификаций

В последние годы разработка средств поддержки дистанционного процесса, средств разработки учебных курсов и тестирующих систем ведут многие крупные фирмы, разработчики программных продуктов. Это связано с коммерческой привлекательностью рынка дистанционных образовательных услуг. При выборе систем для организации ДО существуют три пути:

  • использование коммерческого программного обеспечения (of the shelf solution);
  • заказ разработки по своим спецификациям у сторонних фирм-разработчиков (tailor made solution);
  • собственная разработка (home grown solution).

Эти пути имеют свои достоинства и недостатки. Опыт использования программных продуктов большинством из нас подсказывает преимущества использования коммерческих продуктов. Однако в области технологий дистанционного обучения есть ряд особенностей, которые позволяют конкурировать на рынке разработки программных продуктов для дистанционного обучения:

  • У каждой из коммерческих систем есть собственные достоинства и недостатки. Поэтому широкого распространения какой-то одной системы в настоящее время нет.
  • Ценность системы определяется в основном не программным продуктом, а ее наполнением: учебными программами, методиками преподавания, контролирующими материалами.
  • Технологии обучения еще не сложились, поэтому нет и определенных, полностью сложившихся требований к среде обучения.
  • Рынок пользователей систем определяется числом университетов и в России составляет около тысячи. Это не миллионы пользователей стандартных программных средств. Небольшой тираж приводит к достаточно большой стоимости продукта.

Основные программные системы поддержки электронного обучения являются интегрированными продуктами. Это дороже, сильнее привязывает пользователя к конкретной системе. Конкурировать в этом направлении не имеет смысла. В то же время мы можем разрабатывать автономные продукты, основанные на унифицированных внутренних форматах представляемых данных.

В сообщении представлено описание системы управления обучения, разработанной в НГТУ, которая состоит из отдельных web-приложений. Описывается модель проведения занятий, организованная на базе этой системы.

Развитие нормативной документации вместе с развитием новых средств обучения, основанных на информационных технологиях, позволит объединить преимущества российской системы образования с технологическими достижениями стран запада.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Описание наиболее распространенных LMS. — http://www.edutools.info/course/productinfo
  2. Instructional Management System (IMS). — http://www.imsproject.org
  3. IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC). — http://ltsc.ieee.org
  4. Advanced Distributed Learning Initiative Network (ADL). — http://www.adlnet.org
  5. Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe (ARIADNE). — http://ariadne.unil.ch
01.01.2006 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 21-23 сент. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Том. гос. ун-т. – Томск, 2006. - С. 55-56.