Комплекс электронных учебных материалов для преподавателей иностранных языков

Формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции преподавателей иностранных языков делает необходимой разработку комплекса учебно-методических материалов, в котором наряду с традиционными должны быть представлены и электронные ресурсы. При создании таких учебных материалов требуется учитывать специфику использования информационно-коммуникационных технологий в профессионально-корпоративной и профессионально-педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, которая определяется в частности, тем, что:

  • иностранный язык является и целью, и средством обучения;
  • преподавание иностранного языка осуществляется как преподавателями, для которых этот язык является родным, так и преподавателями, не являющимися носителями языка;
  • преподавателю необходимо владеть разнообразными электронными ресурсами — учебными, созданными специально для изучающих иностранные языки, и аутентичными, созданными для носителей языка.

Комплекс электронных учебных материалов для преподавателей иностранных языков, сформированный в Центре лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета, учитывает данную специфику профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателя иностранного языка.

В структуру комплекса включены следующие ресурсы:

  • программные средства (корпоративные, справочные, учебные, инструментальные);
  • методические материалы (примеры учебных заданий и планы занятий с использованием учебных и аутентичных ресурсов, критерии оценки электронных средств обучения, критерии оценки заданий, выполняемых с применением ИКТ);
  • систематизированные ссылки на учебные и аутентичные Интернет-ресурсы;
  • научные публикации по проблемам использования ИКТ в образовании и преподавании иностранных языков.

Электронные ресурсы представлены в открытом доступе на веб-сайте «Информационные технологии в обучении языку» (http://www.itlt.edu.nstu.ru). В разделе «Компьютерные права» представлены учебные материалы, направленные на совершенствование навыков пользователя персонального компьютера и эффективное использование ИКТ в профессионально-корпоративной деятельности. Раздел «Компьютерная лингводидактика» предназначен для развития навыков использования ИКТ в преподавании иностранных языков. В этом разделе содержатся учебно-методические материалы, позволяющие преподавателям подготовить:

  • интерактивные задания (на основе инструментальных программ-оболочек);
  • проектные, творческие, личностно-ориентированные задания с использованием аутентичных ресурсов Интернета (коллекции примеров, «поиск сокровищ», веб-квест и др.);
  • бланки критериальной оценки заданий с использованием электронных ресурсов;
  • требования к содержанию электронного портфеля достижений студентов;
  • планы занятий с применением учебных и аутентичных электронных материалов.

Кроме того, на сайте представлены аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы, публикации специалистов в области ИКТ, а также примеры заданий с использованием ИКТ, подготовленных студентами и преподавателями.

Подготовленные материалы апробированы в программах обучения студентов-филологов, преподавателей русского языка как иностранного и других иностранных языков в рамках комплексной двухуровневой программы «Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя» факультета повышения квалификации НГТУ и в комбинированном (очно-дистанционном) курсе «Компьютерная лингводидактика» для преподавателей английского языка факультета иностранных языков Омского государственного университета.

Комплексность разработанных электронных учебных материалов, размещение их в открытом доступе, возможность постоянного пополнения и обновления позволяет использовать их в качестве эффективного средства методической поддержки непрерывного повышения профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей иностранных языков в процессе обучения в вузе, повышения квалификации и самообразования.

Литература

  1. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. М., 2000.
  2. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. М., 1998.
  3. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
  4. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.
  5. Hardisty D., Windeatt S. CALL. Oxford, 1994. 
  6. Information and Communications Technology for Language Teachers. 1999-2006. http://www.ict4lt.org.
  7. Levy M. Computer Assisted Language Learning: Context and Conceptualization. Oxford, 1997.
  8. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997-2001. http://www.ozline.com/learning/theory.html.
01.01.2006 Телематика’2006. : тез. докл. 13 всерос. науч.-метод. конф., 5-8 июня 2006 г., Санкт-Петербург. – СПб., 2006. - Т. 2. Секция C. - С. 340-341.