При использовании технологий дистанционного обучения необходимо использовать специализированные программные средства. В последние годы разработка средств поддержки дистанционного учебного процесса, средств разработки учебных курсов и тестирующих систем ведут многие крупные фирмы, разработчики программных продуктов. Это связано с коммерческой привлекательностью рынка дистанционных образовательных услуг.
Существует три пути:
Каждый путь имеют свои достоинства и свои недостатки.
Стоит ли разрабатывать собственные программные продукты и конкурировать со специализированными фирмами разработчиками и коммерческими продуктами? Опыт использования программных продуктов подсказывает преимущества использования коммерческих продуктов. Однако в области технологий дистанционного обучения есть ряд особенностей, которые позволяют нам конкурировать на рынке разработки программных продуктов для дистанционного обучения.
Существующие коммерческие системы не настолько хороши, чтобы рекомендовать их для широкого внедрения. Поэтому нет смысла ориентироваться ни на одну из них при подготовке больших образовательных программ. Коммерческие фирмы разрабатывают интегрированные продукты. Это дороже, сильнее привязывает пользователя к конкретной системе. Конкурировать в этом направлении не имеет смысла. В то же время мы можем разрабатывать автономные продукты, основанные на унифицированных внутренних форматах представляемых данных.
В рамках создания единой информационной среды СНГ мы можем разработать систему унификации учебных средств общего назначения, что позволит создавать совместные образовательные программы, использовать труд преподавателей всех вузов региона.
Что же необходимо и можно сделать?
В НГТУ разработан набор автономных программных модулей для решения отдельных задач. Нами предлагается разработка программных продуктов на основе открытого распространения кодов. Это позволит вузам СНГ конкурировать при создании учебных средств общего назначения на рынке образовательных услуг. Основной задачей является принятие унифицированных форматов. На основе форматов каждый из вузов может разработать свой программный продукт или доработать существующий. В докладе предлагаются основные спецификации, на основе которых разработаны программные модули.