Система управления обучением на основе web-приложений

Выбор системы управления обучением (LMS — Learning Management System) является одним их важных аспектов при развертывании системы дистанционного обучения. При этом существует выбор между использованием существующих на рынке продуктов и разработкой своей системы управления.

Системы управления обучением (средства взаимодействия преподавателя и обучаемых) могут быть полностью интегрированы в LMS-систему (например, как в системе WebCT) или же реализованы в виде независимых программных продуктов или компонентов (IBM LMS) [1]. При этом необходимо, чтобы эти системы поддерживали международные спецификации для совместимости курсов [2-5].

В последние годы разработку средств поддержки дистанционного процесса, средств разработки учебных курсов и тестирующих систем ведут многие крупные фирмы, разработчики программных продуктов. Однако в области технологий дистанционного обучения есть ряд особенностей, которые позволяют конкурировать на рынке разработки программных продуктов для дистанционного обучения:

  • у каждой из коммерческих систем есть собственные достоинства и недостатки, поэтому широкого распространения какой-то одной системы в настоящее время нет;
  • ценность системы определяется в основном не программным продуктом, а ее наполнением: учебными программами, методиками преподавания, контролирующими материалами;
  • технологии обучения еще не сложились, поэтому нет и определенных, полностью сложившихся требований к среде обучения;
  • рынок пользователей систем управления небольшой, что приводит к достаточно большой стоимости продукта.

Основные программные системы поддержки электронного обучения являются сложными интегрированными продуктами. Требуется достаточно много средств и усилий на внедрение и тем более на переход к новой системе. Появление системы международных спецификаций позволяет достигнуть унификации приложений, реализующих различные функции. В этом случае можно разработать набор приложений, обеспечивающих полный спектр необходимых функций.

Минимальный набор может состоять из следующих модулей:

депозитарий образовательных ресурсов,

  • тестирующая система,
  • система разработки электронных учебных курсов,
  • система управления учебными курсами,
  • система удаленной консультации и проведения занятий,
  • административная система управления процессом обучения.

Каждый из этих модулей реализован в виде отдельного web-приложения. В сообщении обсуждаются форматы и спецификации, которым должно соответствовать каждое приложение. Каждое из web-приложений может быть создано небольшой группой разработчиков. Поскольку входные и выходные форматы установлены, любое из них может быть заменено или переписано заново.

Для работы системы необходим компьютер, имеющий стандартный браузер и подключенный к сети.

Система реализована в ИДО НГТУ. В настоящее время ведется работа над выработкой промежуточных стандартов для полной взаимозаменяемости модулей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Описание наиболее распространенных LMS. — http://www.edutools.info/course/productinfo
  2. Instructional Management System (IMS). — http://www.imsproiect.org
  3. IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC). — http://ltsc.ieee.org
  4. Advanced Distributed Learning Initiative Network (ADL). — http://www.adlnet.org
  5. Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe (ARIADNE). — http://ariadne.unil.ch
01.01.2006 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 21-23 сент. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Том. гос. ун-т. – Томск, 2006. - С. 34-35.