Введение
В свете последних событий в российском образовании можно сделать вывод, что система образования Российской Федерации способна конкурировать с системами образования ведущих стран при условии проведения общенациональной образовательной политики, пользующейся широкой поддержкой общественности. Главная задача образовательной политики на современном этапе − достижение современного, конкурентного качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства. Решение этой задачи невозможно без создания независимой от органов управления образованием общенациональной государственно-общественной системы оценки качества образования, которая смогла бы обеспечить действенный и надежный путь повышения качества. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего [1], управление процессом его развития, а не только учреждениями и людьми.
Одним из этапов управления образованием с целью повышения его качества является информатизация образования. Однако проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации образования в наши дни сопряжено со многими трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).
Сегодня стало очевидным, что только системное использование всего многообразия методов и каналов сбора информации позволит создать реальное представление о ходе и результатах выполнения программ информатизации образования и его качества.
1. Виды мониторинга и их цели
Одной из основных целей информатизации образования является повышение его качества благодаря таким факторам, как обеспечение его качественными образовательными ресурсами; повышение квалификации преподавателей и заинтересованности, самостоятельности, креативности учащихся при работе в информационной образовательной среде и другим. Основные факторы, определяющие уровень информатизации образования и влияющие на его качество, можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1 – Влияние информатизации образования на его качество
Характеристики уровня информатизации образования — факторы, влияющие на качество образования | Критерии качества образования |
---|---|
|
Повышение квалификации преподавателей |
|
Мотивация учащихся, повышение их заинтересованности, самостоятельности, креативности, улучшение подготовки в области ИКТ |
|
Улучшение организации учебного процесса |
|
Улучшение качества учебно-методических материалов, улучшение доступа к учебно-методическим материалам |
Степень эффективности организационных усилий и инвестиций в информатизацию образования можно оценить и сравнить (по регионам, уровням образования, отдельным учебным заведениям) осуществляя мониторинг показателей и критериев собственно процесса информатизации, а также влияния его на качество образования. Полученная оценка может и должна использоваться для дальнейшей организации гармоничного развития информационных и телекоммуникационных технологий в обучении.
Для анализа текущего состояния информатизации образовательных учреждений города, региона, округа и т.д. и принятия решений на различных управленческих уровнях необходима отлаженная система сбора статистических данных.
В результате анализа существующих региональных систем сбора информации о состоянии информатизации региона можно прийти к выводу, что на сегодняшний день существует 4 основных типа информации, собираемой различными организациями:
Основные потоки данных, характеризующих состояние информатизации образование в регионе, как правило, можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рисунок 1 – Схема информационного обмена в сфере информатизации регионального образования
Система государственной статистики сегодня, к сожалению, не позволяет решать задачи мониторинга в этой сфере. Сборы данных, инициированные региональными органами управления образованием, не регулярны, не освещают полностью эти процессы. Полученная информация зачастую устаревшая и несопоставимая по регионам. Таким образом, не достигается основная цель мониторинга в системе образования – предоставление информации для поддержки принятия решений, направленных на повышение качества образования и эффективное расходование средств. Автоматизация процесса мониторинга информатизации и ее влияние на качество образования способствует реализации этой цели.
Информация, собранная по методике, разработанной в ИДО НГТУ в рамках проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» позволила уточнить многие моменты, слабо освещенные в данных, полученных органами государственной статистики [4].
Отслеживание процессов информатизации и ее влияния на качество образования предполагает необходимость реализации мониторинга информационных образовательных ресурсов, мониторинга компетенций в области информационных технологий учащихся и преподавателей и т.д. [5].
Мониторинг, как метод исследования, непосредственно связан с его объектом, субъектом и предметом. Авторы монографии [1] определяют эти понятия следующим образом:
Предварительное исследование, произведенное на основании работы в межрегиональном проекте «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005)», а также на основании публикаций [6, 7] показало, что можно классифицировать виды мониторинга по объектам, субъектам мониторинга и свойствам систем мониторинга и накладываемых на них ограничений (табл. 2).
Таблица 2 – Классификация мониторингов по объектам, субъектам и свойствам системы мониторинга и ограничениям на нее
Объект мониторинга | Субъект мониторинга | Свойства системы мониторинга и ее ограничения |
---|---|---|
Общее среднее образование |
|
|
Начальное профессиональное образование и среднее специальное образование |
|
|
Высшее профессиональное образование |
|
|
Все региональное образование |
|
|
2. Базовая модель мониторинга
Учитывая общность, по сути, всех специализированных программных систем мониторинга, можно полагать, что унификация процесса проектирования и создания программных систем такого рода позволит значительно снизить затраты за счет использования обобщенной схемы и ядра – общей для подобных систем части.
Для реализации унифицированной схемы процесса проектирования и создания программных систем мониторинга, ориентированных на конкретную предметную область предлагается использовать базовую модель мониторинга [4]. Такая модель:
3. Механизм моделирования мониторинга
Под механизмом моделирования мониторинга мы понимаем формализованный технологический процесс информационного моделирования различных видов мониторинга, построенный на основе семантического подхода [4]. Данный механизм позволит создавать специализированные модели мониторинга на основе базовой модели, что упростит проектирование такого рода систем (рис. 2).
Рисунок 2 – Обобщенная схема процесса проектированияспециализированной модели мониторинга
На рисунке 3 схематически представлен процесс построения модели в соответствии с предлагаемым механизмом.
На начальном этапе моделирования идет процесс формирования целей и задач мониторинга. Далее в соответствие с целями и требованиями анализируется предметная область. Затем формируется специализированная модель из типовых фрагментов отдельных составляющих базовой модели мониторинга, выбираемых из сформированного ранее банка данных типовых решений. При необходимости ввести нетиповой (специализированный) фрагмент, специальная опция позволяет расширить данный банк.
Рисунок 3 – Схематическое представлениемеханизма моделирования мониторинга
Предполагаемая программная реализация описанного выше механизма позволит по заданным параметрам предметной области, в соответствие с выбираемыми целями, получать специализированную модель мониторинга. Далее, в соответствии с выработанной моделью, будет реализовано программное обеспечение мониторинга (программная система мониторинга).
Разработка и программная реализация механизма моделирования мониторинга позволит в дальнейшем создавать программные системы мониторинга, основанные на специализированных моделях, построенных по заявленным заказчиками целями мониторинга и требованиям к нему. Решения, заложенные в систему мониторинга «ИНФОРМОС» можно рассматривать в качестве вклада в банк данных типовых решений мониторинга информатизации образования. Важнейшая составляющая такого банка − это набор типовых критериев [4, 8].
4. Программная система мониторинга
В рамках межрегионального проекта по федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005)» в ИДО НГТУ была разработана программная система мониторинга «ИНФОРМОС» [2, 8]. Система была успешно апробирована в ноябре 2005 года при использовании разработанной специалистами ИДО НГТУ методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [5] на примере 30 школ нескольких регионов СФО. Методика содержит комплекс мониторинговых показателей , основные группы которых представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Пример системы показателей методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования
Группа | Примеры показателей |
---|---|
Общая характеристика школы |
|
Способ подключения к Интернет |
|
Совокупная стоимость оплаты трафика, в том числе по источникам финансирования |
|
Техническая поддержка связи с Интернет |
|
Обеспеченность школы электронными ресурсами |
|
Компетенции преподавателей в ИКТ, повышение квалификации |
|
Программная система «ИНФОРМОС» − распределенная, web-ориенти-рованная система, предназначенная для отслеживания и оценки качества и информатизации образования в регионе. Пилотная версия представляет собой систему сбора, обработки данных и поддержки принятия решений.
Программная система является уникальной среди аналогичных систем [9-12 и др.] по ряду признаков (распределенность данных, разграничение прав доступа к информации других регионов и др.). Многие из существующих на сегодняшний день систем и концепций основаны на принципе централизованного хранения данных. Использование же принципа распределенного, децентрализованного хранения позволит обеспечить оптимальное быстродействие, безопасность данных системы и разграничение прав доступа пользователей системы мониторинга информатизации и качества образования в выбранном регионе [8].
При разработке методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования был сделан вывод о том, что процесс сбора данных должен представлять собой ярусную структуру (рис. 4), что было заложено в программную систему «ИНФОРМОС» [8].
Рисунок 4 – Ярусная структура процесса сбора данных
Основная идея такого процесса – сбор нижними ярусами данных, генерирование сводных данных по собранным данным и дополнение их собственными данными текущего яруса. Так, например, собранные данные о школах района агрегируются и составляют сводные данные по школам этого района. Затем они дополняются «собственными» данными района. Далее сводные данные по районам агрегируются на уровне области, где дополняются «собственными» данными области. К примеру, показатель «наличие программы информатизации в области» может заполнить только областной оператор.
На основании такой схемы возможен переход на уровень федерального округа.
При разработке системы с учетом публикаций [1, 6, 7, 13, 14] были выделены основные принципы реализации мониторинга (целостность и непрерывность, оперативность, приоритет управления, соответствие целей мониторинга средствам его организации, научность, прогностичность (нацеленность на прогноз), непротиворечивость и достоверность данных, невысокие затраты на реализацию и проведение мониторинга), на основе которых выработаны следующие требования к программной системе мониторинга «ИНФОРМОС» [8]:
Для реализации ярусного процесса сбора данных структура системы мониторинга и структура используемой базы данных должны быть модульными. Данный принцип позволит организовать все функционально-логические модули системы (рис. 5):
Рисунок 5 – Модули системы мониторинга «ИНФОРМОС»
В связи с конфиденциальностью данных непременным условием является обеспечение достаточного уровня безопасности системы и авторизованного доступа к системе мониторинга, а также распределением привилегий на администрирование данной системы. Необходима также система резервного копирования данных.
Предполагается, что в каждом субъекте федерального округа может быть установлен свой программный модуль системы «ИНФОРМОС» идентичной структуры. Благодаря чему обеспечивается взаимодействие этих модулей. Хранилище данных каждого региона – «черный ящик» для других. К какой информации давать доступ соседним регионам решает руководство региона.
Программная система мониторинга качества и информатизации образования Сибирского федерального округа имеет следующие возможности и характеристики:
Система мониторинга информатизации и качества образования «ИНФОРМОС» была успешно апробирована в ноябре 2005 г. в рамках вышеуказанного проекта. В 6 регионах были собраны данные по 30 школам на регион [3]. В Омском государственном университете был проведен анализ всех собранных данных, по результатам которого были получены важные выводы о неравномерности развития процессов информатизации образования. Все школы были классифицированы по уровню информатизации и особенностям учебного процесса в них. Результаты работ опубликованы, в частности, в [14].
Перспективы дальнейшего исследования
В результате проведенных исследований был сделан вывод, что при существовании большого числа видов мониторинга нецелесообразно создавать одну систему, охватывающую всевозможные объекты мониторинга, так же как и создавать с нуля уникальные, специализированные системы. Более перспективным представляется решение, при котором будет проработан общий подход к их созданию и унифицирована схема проектирования систем мониторинга, что позволит снизить затраты на проведение мониторинга системы образования.
Дальнейшее проведение работ, связанных с разработкой и организацией различных видов мониторинга в образовании, позволит решить и ряд таких проблем, как, например, оценка влияния информатизации образования на качество жизни (Г. Б. Паршукова, О. Н. Протасова «Социально-экономические и культурологические исследования влияния информатизации на региональное развитие» − см. в этом же журнале, с. 14-20).
По результатам использования программной системы мониторинга стало ясно, что наполнение базовой модели мониторинга долгосрочная и трудоемкая задача. Для ее решения нужно разработать детальную классификацию видов мониторинга в образовании, а также уточнить методики для различных объектов и предметов мониторинга. Такие методики должны предусматривать, в частности, то, что система мониторинговых показателей должна быть несколько избыточной в целях верификации достоверности и степени информативности данных. Отработка механизмов принятия управленческих решений на основе аналитических данных, полученных по результатам мониторинга, также требует модификации систем сбора, хранения и дальнейшей обработки получаемых данных, для чего необходимо оптимизировать хранилище данных и создать средства, позволяющие проводить глубокий анализ данных по всем уровням образования.
В настоящий момент идет процесс расширения технических, аналитических возможностей системы «ИНФОРМОС», в том числе средств обработки, интеллектуального анализа и представления результирующих данных. А также начаты исследования в направлении программной реализации механизма моделирования мониторинга.
Литература