Проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации регионального образования сегодня сопряжено с различными трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).
Сегодня стало очевидным, что только системное использование всего многообразия методов и каналов сбора информации позволит создать реальное представление о ходе и результатах выполнения программ информатизации образования.
В рамках реализации проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций», проводится мониторинг использования телекоммуникационных технологий в средних школах. Актуальность настоящего проекта объясняется необходимостью развития образовательной инфраструктуры в регионах.
Целью создания информационно–аналитической системы является автоматизация и обеспечение поддержки процесса принятия решений в области информатизации образования региона (на примере Новосибирской области).
На основе разработанных в ИДО НГТУ методик мониторинга и оценки уровня информатизации образования реализована ярусная структура процесса сбора данных (рис. 1.). Основная идея такого процесса – сбор нижними ярусами данных, генерирование сводных по ним и дополнение, данными текущего яруса. Так, например, из собранных данные о школах района генерируются сводные данные по школам района. Затем они дополняются собственными данными района.
Рис. 1. Ярусный процесс сбора данных
Для реализации такого процесса сбора данных реализованы модульные структуры системы мониторинга и используемой базы данных. Данный принцип позволил организовать функционально–логические модули системы:
Система предоставляет средства по реализации соответствующих возможностей каждому типу пользователей по наполнению данными, просмотру результатов анкетирования. На первоначальном этапе реализации системы был реализован просмотр базовых статистических показателей анкетирования.
В базовом варианте системы предполагается реализация средств администрирования, контроля корректности ввода данных пользователем. Данные средства также должны предоставлять возможности по управлению (создание, редактирование, удаление) пользователей всех типов. При использовании этих средств будет создана базу данных не только по данным мониторинга, но и по объектам мониторинга – школам, районам области, региона в целом.
Разрабатываемые интерфейсы взаимодействия пользователей и системы представляют собой интуитивно понятные, но в тоже время, функционально полные средства. Эта задача представляется достаточно важной при создании системы для объектов образования региона.
В связи с конфиденциальностью данных непременным условием является обеспечение достаточного уровня безопасности системы и авторизованного доступа к системе мониторинга, а также распределением привилегий при администрировании данной системы. В разработке находится также система резервного копирования данных.
В качестве информационных и лингвистических средств обеспечения проекта были выбраны оптимальные по функциональности и цене PHP и MySQL. Данные средства полностью удовлетворяют всем требованиям, наложенным в настоящий момент на структуру и возможности системы.
В ИДО НГТУ создан и успешно апробирован пилотный проект системы. Работа была профинансирована в рамках реализации проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».
В настоящий момент идет процесс расширения технических, аналитических возможностей ИАСМ «ИНФОРМОС», в том числе средств обработки, интеллектуального анализа и представления результирующих данных (подсистемы визуализации и генераторы отчетов).