Изменение целей и возможностей современного образования, все возрастающая его коммерческая эффективность везде в мире привели к тому, что во всех развитых странах широко внедряются новые технологии образования на базе современных информационных и телекоммуникационных средств, иначе средств телематики.
Под новыми информационными технологиями в образовании в самом широком смысле, как известно, понимают в основном следующее:
Использование этих технологий дает возможность, в частности, развития дистанционного образования, которое везде в мире получает широкое распространение. Как правило, под дистанционным образованием понимают образование, получаемое вне непосредственного присутствия преподавателя на базе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИТКТ). Дистанционное обучение — это такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственное присутствия преподавателя, в первую очередь, это именно ИТКТ.
Полноценная реализация возможностей дистанционного обучения в традиционных университетах предполагает создание университетской системы дистанционного образования (СДО). СДО должна включать в себя такие элементы, как факультет обучения преподавателей работе в СДО и в информационной среде (авторов курсов и тьюторов), система создания и доведения до обучающегося обучающих материалов (лаборатория мультимедиа, медиатека и др.), программно-техническое обеспечение, включая университетскую вычислительную сеть, организационная среда с необходимым технологическим сопровождением для взаимодействия преподавателя с обучающимися.
Создание СДО повышает качество обучения и на традиционных отделениях университета, что очень важно для развития всего университета. Это достигается за счет интенсивного внедрения информационных технологий в обычный учебный процесс. Студенты, в частности, получают более оперативный сетевой доступ и к справочной и к учебной информации, также доступ к результатам научного эксперимента сотрудников университета. Помимо этого, нужно учитывать, что внедрение дистанционного обучения требует также значительного усовершенствования комплекса учебно-методических материалов, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью дать обучающемуся такие материалы, по которым он может эффективно заниматься самостоятельно.
В настоящее время в Новосибирском государственном техническом университете ведутся работы по созданию системы дистанционного образования. Представляется, что деятельность кафедр гуманитарного факультета в этом направлении может быть значительной и многоаспектной. Конечно, нужны специальные программно-методические разработки (электронные учебные пособия по дисциплинам, тестовые программы и др.). Такие работы уже ведутся, например, на кафедре русского языка. Помощь специалистов факультета, в том числе и на уровне концептуальных решений, нужна также при подготовке университетских стандартов, организационно-методических и квалификационных требований для работы в СДО, а также при разработке и ведении web-сайтов факультетов, кафедр, университета. Создание СДО предполагает в университете интенсивную работу в развитии современных обучающих технологий. И это является еще одним очень важным и востребованным на сегодня направлением работы.