Формирование информационной образовательной среды университета является не только необходимым условием успешной реализации программ дистанционного образования, но залогом повышения качества традиционных форм образования (Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое и дистанц. образование. — Томск, 2001. — №1 (3). — С. 42-45).
Основными вопросами формирования технологического обеспечения являются вопросы выбора, обоснования и разработки следующих составляющих:
Для обеспечения устойчивой работы в институте дистанционного образования (ДО) создана двухуровневая система поддержки учебного процесса. Основной системой является локальная сеть, не имеющая выхода в INTERNET. Она объединяет деканат заочного обучения и отдел филиалов и представительств. В ней хранятся личные дела 7500 студентов, более 100 учебных и календарных планов, информация о текущей успеваемости и т.п. Внешняя система организует доступ студентов и преподавателей к необходимой информации, в соответствии с предоставленными администратором системы правами, позволяет организовать различные виды учебного процесса, проводить текущее тестирование.
Опыт прошлых лет показал, что централизованное представление всех учебно-методических материалов в рамках одного общеуниверситетского портала, а тем более поддержка и обновление этого портала, организационно очень трудоемкая задача. Поэтому разработана поисковая машина, которая собирает данные по сайтам образовательных подразделений НГТУ и выдает необходимую информацию в соответствии с запросами пользователей.
Известно, что система тестирования определяется реализуемым интерфейсом и набором тестов. Причем зачастую замена программной оболочки приводит к потере тестов из-за невозможности переформатирования содержания. В институте ДО разработан язык для написания тестов, в котором независимо от программной системы в текстовой форме хранятся тесты. Это позволяет повысить устойчивость системы и обеспечить ее независимость от программной оболочки.
Разработка собственной системы, совместимой по форматам данных с наиболее распространенными зарубежными или отечественными системами организаций дистанционного образования, является довольно сложной и трудоемкой задачей. Ее можно решить посредством организации совместной в рамках ассоциации работы по созданию образовательного распределенного портала.