Образовательные порталы категории

Общая концепция порталов заключается в консолидации нескольких ресурсов в рамках одного Web-сайта на одном сервере ибо на кластере серверов (расположенных близко друг от друга в рамках одной сети). Идея централизации, с одной стороны, выглядит довольно обычной, но для мира цифровых технологий и электронных сетей это достаточно революционный ход, поскольку информация в сети Интернет в реальности очень фрагментирована и разбросана по огромному количеству не связанных между собой Web-сайтов.

Основная видимая выгода от создания порталов — обеспечение доступности и большей адаптивности предоставляемых массовому потребителю услуг.

В дистанционном образовании можно выделить следующие категории порталов [1]:

  • «business-to-consumer» (B2C) — такие порталы включают в себя несколько разных по размеру и значимости проектов, позволяют любому виртуально создать учебный курс, а затем предоставить его другим пользователям для изучения;
  • «business-to-employee» (B2E) — порталы этой категории открывают у себя обучающие организации для сотрудников и слушателей. В их основе лежат системы управления обучением (learning management systems), позволяющие очень широко охватить учебный и общеорганизационный процесс;
  • «business-to-business» (B2B) — в основе порталов этой категории лежит идея, что информационные технологии и информация — это вещь, которую можно продать или сдать в наём.

Образовательный портал крупного университета, как правило, работает во всех режимах корпоративных программных систем, а именно: в режиме «business-to-consumer» (B2C), так как в первую очередь они предназначены для потребителей образовательных услуг — студентов и слушателей. И в таком режиме работает большинство образовательных порталов. Реализация этого режима в полной мере позволяет преподавателям создавать электронные учебные материалы или даже электронный курс, а менеджерам образования регулировать учебный процесс. Необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета, особенно в области информационных технологий требует реализации режима работы «business-to-employee» (B2E), реализация которого позволяет обучаться персоналу университета (а при наличии соответствующих соглашений и персоналу других учебных заведений) на основе сетевых технологий.

Большой интерес представляют образовательные порталы, способные функционировать в режиме «business-to-business» (B2B) т.е. предоставляющие услуги, например, для разработчиков сайтов. В этом случае перспективным направлением является обеспечение возможности небольшим учебным заведениям формировать свой сайт или портал на базе информационного, вычислительного и технологического обеспечения базового портала крупного университета. Это позволяет пользователям-разработчикам выбирать предпочтительный вариант конфигурации, дизайнерского и технологического решения из набора предоставляемых возможностей, а при необходимости, получив соответствующие права для доступа, вводить и корректировать необходимую информацию. При этом у разработчиков этих сайтов остаются значительные степени свободы при решении программно-технологических и дизайнерских вопросов при формировании информационного и методического наполнения сайтов, что позволяет не только обеспечивать постоянное развитие портала, но и поддерживать его в конкурентноспособном состоянии.

Порталы категории В2В рассчитаны на то, что их будут сдавать в аренду обучающим организациям. Их можно использовать как место для размещения учебного содержания учебных заведений, то есть сдавать часть ресурсов портала внаём, либо платно предоставлять услуги по маршрутизации пользователей (обучающихся) с Web-сайта портала на Web-сайты учебных организаций в рамках единого пользовательского интерфейса.

Порталы категории В2В в настоящее могут оказаться востребованными на рынке образовательных услуг, так как не все учебные заведения способны предоставлять качественные информационные телекоммуникационные услуги и поддерживать образовательный процесс в информационной среде своими силами (не хватает специально обученного персонала, материального обеспечения и др.).

Возможны несколько вариантов функционирования порталов категории В2В.

  1. Если учебное заведение может предоставить лишь учебные материалы и персонал, то возможно агрегирование учебных материалов на портале более крупного «посредника» (портал служит агрегатором учебного содержания).
  2. Если у учебного заведения есть материальная база для проведения обучения в дистанционной форме, то возможна организация централизованного доступа через портал (портал выполняет в этом случае роль маршрутизатора, поискового каталога).
  3. Возможно объединение или дополнение дисциплин в рамках специальности между несколькими учебными заведениями (депозитарии образовательных ресурсов с определенным регламентом доступа).

Решение этих задач достижимо при использовании общих для всех поставщиков стандартов распределённого обучения, критериев оценки качества учебных материалов и учебной деятельности, что в очередной раз подчеркивает необходимость введения стандартов информационных технологий в образовании.

Создание образовательных порталов категории В2В позволит не только вывести небольшие учебные заведения на рынок дистанционных образовательных услуг с необходимым уровнем их качества, но и значительно интенсифицирует процесс формирования региональной информационной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Словарь (глоссарий) по электронной коммерции. – Режим доступа: http://www.netservice.ru/glossary/
01.01.2003 Единая образовательная среда : проблемы и пути развития : материалы 2 Всерос. науч.-практ. конф. – Томск : Изд-во ТГУ, 2003. - С. 215-218.