Общая концепция порталов заключается в консолидации нескольких ресурсов в рамках одного Web-сайта на одном сервере ибо на кластере серверов (расположенных близко друг от друга в рамках одной сети). Идея централизации, с одной стороны, выглядит довольно обычной, но для мира цифровых технологий и электронных сетей это достаточно революционный ход, поскольку информация в сети Интернет в реальности очень фрагментирована и разбросана по огромному количеству не связанных между собой Web-сайтов.
Основная видимая выгода от создания порталов — обеспечение доступности и большей адаптивности предоставляемых массовому потребителю услуг.
В дистанционном образовании можно выделить следующие категории порталов [1]:
Образовательный портал крупного университета, как правило, работает во всех режимах корпоративных программных систем, а именно: в режиме «business-to-consumer» (B2C), так как в первую очередь они предназначены для потребителей образовательных услуг — студентов и слушателей. И в таком режиме работает большинство образовательных порталов. Реализация этого режима в полной мере позволяет преподавателям создавать электронные учебные материалы или даже электронный курс, а менеджерам образования регулировать учебный процесс. Необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета, особенно в области информационных технологий требует реализации режима работы «business-to-employee» (B2E), реализация которого позволяет обучаться персоналу университета (а при наличии соответствующих соглашений и персоналу других учебных заведений) на основе сетевых технологий.
Большой интерес представляют образовательные порталы, способные функционировать в режиме «business-to-business» (B2B) т.е. предоставляющие услуги, например, для разработчиков сайтов. В этом случае перспективным направлением является обеспечение возможности небольшим учебным заведениям формировать свой сайт или портал на базе информационного, вычислительного и технологического обеспечения базового портала крупного университета. Это позволяет пользователям-разработчикам выбирать предпочтительный вариант конфигурации, дизайнерского и технологического решения из набора предоставляемых возможностей, а при необходимости, получив соответствующие права для доступа, вводить и корректировать необходимую информацию. При этом у разработчиков этих сайтов остаются значительные степени свободы при решении программно-технологических и дизайнерских вопросов при формировании информационного и методического наполнения сайтов, что позволяет не только обеспечивать постоянное развитие портала, но и поддерживать его в конкурентноспособном состоянии.
Порталы категории В2В рассчитаны на то, что их будут сдавать в аренду обучающим организациям. Их можно использовать как место для размещения учебного содержания учебных заведений, то есть сдавать часть ресурсов портала внаём, либо платно предоставлять услуги по маршрутизации пользователей (обучающихся) с Web-сайта портала на Web-сайты учебных организаций в рамках единого пользовательского интерфейса.
Порталы категории В2В в настоящее могут оказаться востребованными на рынке образовательных услуг, так как не все учебные заведения способны предоставлять качественные информационные телекоммуникационные услуги и поддерживать образовательный процесс в информационной среде своими силами (не хватает специально обученного персонала, материального обеспечения и др.).
Возможны несколько вариантов функционирования порталов категории В2В.
Решение этих задач достижимо при использовании общих для всех поставщиков стандартов распределённого обучения, критериев оценки качества учебных материалов и учебной деятельности, что в очередной раз подчеркивает необходимость введения стандартов информационных технологий в образовании.
Создание образовательных порталов категории В2В позволит не только вывести небольшие учебные заведения на рынок дистанционных образовательных услуг с необходимым уровнем их качества, но и значительно интенсифицирует процесс формирования региональной информационной образовательной среды.