Одной из основных целей информатизации образования является повышение качества образования благодаря обеспечению качественными образовательными ресурсами; повышению квалификации преподавателей; повышению заинтересованности, самостоятельности и креативности учащихся и др. Достижение поставленных целей необходимо отслеживать, следовательно, необходимо постоянно контролировать процесс информатизации и влияния ее на качество образования.
Система государственной статистики, к сожалению, не позволяет решать эти задачи. Сборы данных, инициированные региональными органами управления образованием, не регулярны, не освещают полностью эти процессы. Полученная информация зачастую устаревшая и не сопоставимая по регионам. Таким образом, не достигается основная цель мониторинга в системе образования – предоставление оперативной и полной информации для поддержки органов управления в принятии решений, направленных на повышение качества образования и эффективное расходование средств.
Автоматизация процесса мониторинга информатизации и качества образования позволяет обеспечить органы управления образованием оперативной и достоверной информацией с целью поддержки в выборе решений, направленных на повышение качества образования. При этом желательно одновременно отслеживать показатели, как процесса информатизации, так и качества образования.
Предположив в качестве основных принципов мониторинга его непрерывность, достоверность и полноту собираемых данных, оперативность предоставления результатов и невысокие затраты на реализацию и проведение мониторинга, можно сформулировать ряд требований к программной системе мониторинга качества и информатизации образования:
В рамках межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования…» (2005 г.), была разработана методика оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [1]. Методика включает следующие основные группы показателей: общая характеристика школы, способ подключения к Интернет, стоимость оплаты трафика, техническая поддержка связи с Интернет, обеспеченность электронными ресурсами, компетенции преподавателей в ИКТ, повышение квалификации, качество результатов обучения.
Указанная методика была положена в основу программной системы мониторинга «ИНФОРМОС». Программная система «ИНФОРМОС» – распределенная, web-ориентированная система, предназначенная для отслеживания и оценки качества и информатизации образования в регионе. Пилотная версия представляет собой систему сбора, обработки данных и поддержки принятия решений. Реализованы модули сбора и хранения данных, остальные находятся на стадии разработки.
В «ИНФОРМОС» заложена идея ярусного сбора данных [2], предполагающая сбор данных нижними ярусами мониторируемой системы, генерирование сводной информации и объединение с данными текущего яруса. Так, например, из собранных данных о школах района генерируются сводные. Затем они дополняются собственными данными района. И так далее.
На основании такой схемы возможен мониторинг и на уровне федерального округа. В этом случае в каждом субъекте Федерации устанавливается свой модуль системы «ИНФОРМОС». Благодаря идентичной структуре всех модулей обеспечивается их взаимодействие. Руководителями органов управления образованием определяется политика обмена информацией.
Разработанная система мониторинга делает возможным:
В результате пилотного обследования было выявлено, что система показателей должна иметь избыточность для верификации достоверности и достаточной информативности данных. Для сбора, хранения и дальнейшей обработки такой информации необходимо оптимизировать хранилище данных.
Система мониторинга информатизации и качества образования «ИНФОРМОС» была успешно апробирована в ноябре 2005 г. в рамках вышеуказанного проекта. Собраны данные по 6 регионам (по 30 школам из каждого региона). В Омском государственном университете был проведен анализ всех собранных данных [3], по результатам которого были получены выводы о неравномерности развития процессов информатизации образования (например, выявлены школы, где при большом количестве компьютеров ощущается нехватка подготовленных учителей, а также школы с подключением к Интернет, но с недостаточным финансированием трафика и др.). Все школы были классифицированы по уровню информатизации и особенностям учебного процесса в них. Проведенная классификация, в частности, позволила сделать первоочередные выводы, о том, на какие школы в первую очередь надо обратить внимание при проведении работ по подготовке учителей, поставке компьютеров, подключению к Интернет. Полученные результаты нельзя назвать в полной мере адекватными текущей ситуации в сфере образования, ведь эти результаты основаны лишь на пилотном обследовании. В связи с этим планируется полномасштабное исследование с использованием усовершенствованной системы «ИНФОРМОС».
Литература