Эффективное обучение информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность преподавателей вузов

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекаются все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее существующие программы обучения начинающих пользователей не всегда приводят к желаемому результату; среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие:

  • большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения;
  • обобщенная и в то же время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке пользователей ИКТ. Такая модель разработана и реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на Факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) совместно с Институтом дистанционного образования (ИДО). Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-преподавателей вузов, и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений [1]. Особое значение в программе придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Пользователь должен четко понимать, какие аппаратные и программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

Системность предложенного содержания обучения определяется в соответствии с международными, в частности, европейскими стандартами компьютерной грамотности. Сертификация ECDL (European Computer Driving Licence) [2] подтверждает, что человек обладает достаточными знаниями и навыками для успешной работы в качестве профессионального пользователя персонального компьютера. Сертификация ECDL не зависит ни от производителя программного обеспечения, ни от формы и места обучения и представляет собой комплексный тест по семи модулям, охватывающим основные блоки подготовки пользователей ПК.

В рамках программ повышения квалификации также необходимо разделить обучение использованию ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя и в обеспечении процесса обучения той или иной учебной дисциплине. Основные блоки курса, посвященные аппаратным и программным средствам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, включая реальные профессиональные проекты в программу обучения, обеспечивают:

  • эффективный поиск профессиональной научной информации;
  • создание документов различной степени сложности (от простого служебного документа до научной рукописи сложной структуры и большого объема);
  • использование профессиональной коммуникации (от обмена электронными сообщениями в режиме off-line до участия в интерактивных телеконференциях и форумах);
  • организацию учебной коммуникации (от возможности использования электронной почты для общения с аспирантами и студентами до организации электронных обсуждений, виртуальных семинаров и т.д.);
  • оценку качества учебных материалов;
  • возможности разработки электронных учебных материалов.

Для обучения использованию ИКТ в учебном процессе разрабатываются специальные курсы, например, «ИКТ в преподавании физики», «Компьютерная лингводидактика» (ИКТ в преподавании иностранных языков) и др. В таких курсах основное внимание уделяется:

  • анализу существующих компьютерных средств обучения конкретным дисциплинам;
  • разработке учебных материалов с учетом специфики различных дисциплин;
  • методике использования ИКТ в традиционном, дистанционном и комбинированном обучении;
  • созданию программ учебных курсов по конкретным дисциплинам с использованием ИКТ;
  • разработке различных видов занятий с применением ИКТ.

Для организации обучения по курсам ИКТ в профессиональной деятельности ведущими принципами стали: а) многоуровневость, б) модульная структура, в) индивидуализация.

Использование данных принципов позволяет предоставить обучающимся академическую свободу – возможность выбора уровня обучения, необходимых модулей содержания, форм обучения (курсовая, система семинаров, индивидуальная стажировка) и типов профессионально-ориентированных итоговых проектов (текст рукописи учебника, набор тестов для итогового контроля, текст или фрагмент электронного учебного пособия и т.д.).

Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить необходимую гибкость программ повышения квалификации, унификацию полученных знаний и умений в области ИКТ на основе международных стандартов и в сочетании с предоставляемой академической свободой и личностно-ориентированным подходом сформировать устойчивую мотивацию к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности и учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Интернет в профессиональной деятельности / Под ред. Д. Т. Рудаковой. — М., 2003.
  2. Паршукова Г. Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности: Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия. — Новосибирск, 2004.
  3. Образовательные программы в НГТУ. Повышение квалификации работников образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smc.nstu.ru/fpk/OP.phtml
  4. INSTITUTE for the INTEGRATION of TECHNOLOGY & EDUCATION [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iite.org/index.html
  5. The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iite.ru/iite/news/?id=33
  6. ECDL – RUSSIA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecdl.ru/
01.01.2004 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 14-17 сент. 2004 г. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – С. 72-74.