Элементы информационной обучающей среды в НГТУ

Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.

Информационная обучающая среда — это реализованные возможности:

  • обучения без преподавателя с помощью электронного учебника, снабженного подробными методическими рекомендациями и представляющего, по сути дела, компьютеризированный, снабженный внешним и внутренним навигатором вариант комплекса учебно-методических материалов, включающего рабочую программу дисциплины;
  • доступа с помощью вычислительных сетей к справочным данным, хранилищам изображений, карт, атласов и т. д. по предметным областям, к библиографическим и полнотекстовым базам данных;
  • работы в виртуальной лаборатории, моделирования виртуальных данных;
  • доступа к результатам научного эксперимента сотрудников университета, банкам принятых решений и системам поддержки принятия решений;
  • получения текущей справочной информации по учебному процессу;
  • самоконтроля и контроля без участия преподавателя на основе тестирующих программ;
  • общения с преподавателем и обучающимися заочно (телеконференция) и «вживую» (видеотелеконференция), последнее, очевидно, важно для собственно дистанционной формы обучения, тогда как возможность получения заочной консультации ценна и для студентов очной формы.

Одним из средств формирования информационной обучающей среды университета является создание системы Web-сайтов подразделений университета, ведущих образовательную деятельность (факультетов, кафедр, учебных центров и т.д.). Конечно, практически каждый университет сегодня имеет свой, так называемый официальный сайт, который, как правило, выполняет в первую очередь презентационные, а не обучающие функции. Для реализации оперативных задач обучения, очевидно, более пригодны Web-сайты учебных подразделений.

Предварительный анализ сайтов факультетов и кафедр НГТУ показал, что в сети Интернет, преимущественно на факультетах автоматики и вычислительной техники и радиотехническом, представлено немало методических материалов. Как правило, это рабочие программы дисциплин, содержащие списки литературы, экзаменационные вопросы и темы бакалаврских, дипломных и магистерских работ, но есть и конспекты лекций, учебные пособия, методические указания к выполнению лабораторных работ. Данные материалы ориентированы на студентов очного и заочного отделений, но могут быть использованы с соответствующим дополнением и для дистанционного обучения, в частности, в учебных центрах НГТУ в Нерюнгри и Ноябрьске.

Зачастую работа по представлению методических материалов в глобальной и локальных сетях выполняется преподавателями — энтузиастами, иногда руководители кафедр даже не в курсе проделанной работы и ее значимости. К тому же, к сожалению, не во всех подразделениях университета, ведущих образовательную деятельность, учебный процесс нашел соответствующее отражение в вычислительных сетях. Поэтому координационным Советом по дистанционному образованию НГТУ было принято решение о проведении осенью 2000 года университетского конкурса Web-сайтов учебных подразделений университета. Было разработано Положение о конкурсе, с которым можно ознакомиться на сайте Центра дистанционного образования (ЦДО) НГТУ (http://edu.nstu.ru). В нем обозначены цели проведения конкурса, а именно: интенсификация работ по внедрению информационных технологий в учебный процесс, в том числе по развитию дистанционного образования в НГТУ; поощрение квалифицированной, инициативной и результативной работы преподавателей и сотрудников в сфере современных технологий обучения в новой информационной среде и привлечение к этим работам аспирантов и студентов; совершенствование учебного процесса за счет более интенсивного внедрения современных информационных обучающих технологий. Цели проведения конкурса, ориентированные в первую очередь на обучение, определили и выбор критериев конкурса, к ним были отнесены следующие характеристики:

  • полнота отражения образовательной деятельности данного подразделения (представление перечня специальностей, форм обучения — очной, заочной, дистанционной, контрактной, госбюджетной и т.д., образовательных программ, государственных образовательных стандартов, учебных планов);
  • степень представления текущего учебного процесса (требования к оформлению дипломных и курсовых проектов, бакалаврских работ и магистерских диссертаций, информация о консультациях преподавателей и др.);
  • степень наполнения учебно-методическими материалами по дисциплинам (рабочие программы дисциплин, описание лабораторных работ и др.);
  • степень отражения научной деятельности подразделения и реализации возможности использования результатов научных экспериментов в учебной работе;
  • полнота характеристики структуры подразделения;
  • степень представления справочной информации о деятельности подразделения и его сотрудников (место нахождения, контактные телефоны, часы приема и т.д.);
  • степень реализации возможности дистанционного обучения;
  • реализация взаимосвязи с другими сайтами университета;
  • организация оперативного обновления информации на сайте;
  • удобство пользования (навигатор, карта сайта, дружественный интерфейс и др.), дизайн;
  • степень независимости для клиентских программ и затраты времени на доступ.

Заявки, подаваемые на конкурс, должны содержать самоанализ, т.е. конкурсанты должны сами дать качественную оценку значения всех упомянутых критериев и указать, где именно (на какой Web-странице) реализованы те или иные функции.

Предполагается, что организованный конкурс стимулирует деятельность учебных подразделений университета по расширению обучающих возможностей сети Интернет, что благотворно скажется на развитии информационной обучающей среды университета, в том числе, дистанционного обучения в НГТУ.

В настоящее время в НГТУ выполняются также работы по созданию сетевых версий тестирующих программ по школьной математике, информатике и программированию, русскому языку и разработке технологий их использования преподавателями кафедр.

Для отбора проектов, финансируемых университетом, в начале 2000 года был организован конкурс проектов программно-методического обеспечения дистанционного образования (он проводится уже второй раз). К проектам, допускаемым к конкурсу, были отнесены следующие:

  • разработка образовательных программ дистанционного образования,
  • разработка электронных учебных пособий,
  • разработка тестирующих программ,
  • разработка технологий дистанционного обучения по дисциплинам,
  • разработка компьютерных оболочек для создания тестирующих программ,
  • разработка компьютерных оболочек для электронных учебных пособий,
  • организация удаленных центров дистанционного обучения.

В результате проведенного конкурса было отобрано 17 проектов с общим объемом финансирования 125 тыс. рублей (практически все эти деньги идут на оплату работы исполнителей, иногда частично на оплату оборудования). Материалы по этому конкурсу также представлены на сайте ЦДО НГТУ. Они содержат Положение о конкурсе и проект технического задания на разработку программно-методического обеспечения ДО, которое являлось необходимым элементом заявки на конкурс. При разработке типового технического задания возникает целый ряд проблем методологического характера. Недостаточно еще проработаны вопросы типологизации электронных вариантов учебных материалов (что, например, считать электронным учебным пособием, компьютерным тренажером или тестирующей программой). Правильное определение типа разработки дает возможность более конкретно сформулировать требования к ней. Причем часть из них определяется однозначно, исходя из заявленного типа (тестирующая программа, с очевидностью, должна позволять без участия преподавателя задавать вопросы по дисциплине и оценивать эти вопросы), а часть определяется заказчиком (например, тестирующая программа должна накапливать ответы на вопросы, с целью контроля и статистического анализа тестов). Вопрос формирования возможных вариантов такого рода требований как методического, так и программного характера, также требует своего более детального рассмотрения. Требования НГТУ к программно-методическому обеспечению ДО, сформулирован¬ные в Положении о конкурсе, содержат методические требования к содержанию и реализации, а также психолого-педагогические требования, рекомендации программно-технические и по эффективному использованию возможностей компьютера и вычислительной сети [1].

Весь комплекс работ по развитию дистанционного обучения, а также создание информационной обучающей среды для традиционных форм образования в университете, требует, безусловно, больших материальных и трудовых затрат. Но, тем не менее, очень важен и фактор организационного обеспечения этих работ. Сотрудники университета самых разных специальностей зачастую имеют достаточно высокий уровень квалификации, в том числе в области информационных технологий, и надо обеспечить им возможность как можно больше раскрыть свой творческий потенциал, участвуя в общесистемных разработках университета.

Литература

  1. Бовтенко М.А., Казанская О.В., Никитина Н.Ш. Критерии экспертной оценки компьютерных учебных материалов // Новые информационные технологии в университетском образовании: Сб. трудов. — Новосибирск, 2000. — С. 7-8.
01.01.2001 Открытое и дистанц. образование. – 2001. - № 1(3). – С. 42-45.