Электронное обучение в техническом университете: формы организации и ресурсы

Основная особенность электронного обучения, реализуемого в современном университете, состоит в том, что оно формируется на общей ресурсной базе, единой технологической платформе в различных организационных формах, ориентированных на различные целевые группы. Следовательно, эффективность управления электронным обучением зависит от возможности оптимизации  расходов на его реализацию без снижения качества обучения.

Рассмотрим формы организации электронного обучения, востребованные сегодня в российских университетах, а также основные группы ресурсов, обеспечивающие их развитие.

1.    В образовательных программах высшего профессионального образования (ВПО) очевидными направлениями применения технологий ЭО являются предоставление электронных учебных материалов и автоматизация тестирования.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) ЭО  для программ ВПО реализуется в различных формах.  Каждый студент очной или традиционной заочной форм образования получает доступ к специальной web-странице портала, называемой «Личный кабинет студента». Эта страница содержит необходимые ссылки на электронные учебные материалы по изучаемым в семестре дисциплинам (обеспечение таких ссылок для преподавателей пока не является обязательным, но приветствуется), по инициативе преподавателей может использоваться удаленное тестирование.

При комбинированной форме обучения (blended learning), в которой на сегодня в наибольшей степени используются технологии ЭО, студент постоянно работает в электронной среде обучения (ЭСО); в ЭСО в обязательном порядке должны быть представлены все необходимые учебные материалы /1/. Также поддерживаются функции проверки контрольных работ, консультаций, дистанционных семинаров, тестирования и др., В том случае, если университет имеет свои удаленные ресурсные центры, то лекции и консультации могут проводиться в режиме видеоконференций.

Очевидно, что ЭО сегодня очень  важно в первую очередь для заочной формы обучения. Обучение студентов-заочников сейчас претерпевает кардинальные изменения. В НГТУ мы стремимся к сокращению для студентов-заочников, живущих далеко от Новосибирска, числа поездок в университет; наверное, самый оптимальный вариант для них – это одна очная сессия в год, вторую же можно сделать дистанционной. Таким образом, все более востребованной становится комбинированная форма обучения, которую наш университет начал использовать одним из первых в стране.

Известно, что с недавних пор законодательством РФ запрещено осуществлять образовательную деятельность в представительствах вузов, но сами представительства имеют полное право на существование.  Руководители многих университетов придерживаются единого мнения: у представительств должны появиться новые функции. На их базе необходимо создавать ресурсные центры – пункты, в которых студенты заочной формы обучения смогут работать на компьютере, получать удаленный доступ к электронным ресурсам университета, к другим интернет-ресурсам, общаться с преподавателем и другими студентами в режиме видеоконференцсвязи – во время дистанционных лекций, семинаров и консультаций. В этих центрах должны работать консультанты, которые всегда смогут ответить на вопросы студентов, связанные с поиском информации, с особенностями работы в электронной обучающей среде. Не у всех студентов-заочников есть дома компьютер с выходом в интернет, а благодаря таким ресурсным центрам проблема доступа к удаленным учебным ресурсам для них будет решена.

Как уже упоминалось ЭО востребовано и  в очной форме образования.  Во-первых, наряду с печатными учебными материалами студенту необходимы электронные ресурсы, использование которых ускоряет процесс поиска нужных сведений, значительно расширяет выбор источников информации, повышает степень самостоятельности студента в процессе познания. Например,  в  НГТУ любой студент, магистрант, аспирант имеет возможность пользоваться коллекциями электронных учебных пособий и учебных материалов, изданных в нашем университете, материалами других вузов (в частности, в рамках регионального ресурсного центра),  а также мировыми научными ресурсами – журналами издательства Elsevier, реферативной базой данных Scopus и многими другими полнотекстовыми ресурсами, доступ к которым был оплачен университетом в рамках Инновационной образовательной программы.

Во-вторых, в нашем университете информационные технологии все

чаще используются для повышения эффективности процесса обучения в очной форме не только на факультетах, которые давно уже являются лидерами в области информатизации (АВТФ, ФПМИ), но и на остальных факультетах. В частности, на некоторых кафедрах разработаны и продолжают разрабатываться виртуальные лабораторные работы, которые студенты могут выполнять дистанционно, в том числе из дома; при этом предусмотрена возможность проверить, насколько процессы, смоделированные виртуально, схожи с реальными. Это помогает студенту убедиться, что те знания, которые он получает, соответствуют действительности.

В реализации программ второго высшего образования и повышения квалификации электронные формы обучения также очень востребованы – главным образом потому, что слушателями этих программ чаще всего становятся люди занятые, которые обращаются в вуз не просто за дипломом, а за реальными знаниями и хотят получить их без отрыва от производства. Решить эту задачу успешно помогает электронное обучение.

В таблице (таблица 1) представлены требования НГТУ к обеспечению электронного обучения в программах высшего образования.

К сожалению, технологии ЭО, позволяющие полноценно реализовывать современные педагогические технологии, направленные на развитие инициативности, креативности студентов, их умение работать в командах, а именно проектно-ориентированное обучение, создание портфолио и др., используются значительно реже, так как требуют дополнительных функций и сервисов по сравнению со стандартным набором, принятым в системах управления обучения. В том числе необходимо включать программную поддержку выполнения учебных проектов, а при интеграции электронной среды обучения в научно-образовательную и среду научно-исследовательских проектов.

 

Таблица 1

Форма обучения Наличие ЭУМ* Регламент на ЭУМ Сертификация ЭУМ Средства доставки ЭУМ Электронная поддержка современных педагогических технологий
Очная приветствуется нет приветствуется разделы портала НГТУ «Электронное обучение», «Личный кабинет студента» банки принятых решений — выпускных работ
Заочная требуется нет по инициативе преподавателя
Комбинированная обязательно есть программная система DiClass Удаленные консультации и дистанционные семинаров, обязательны портфолио преподавателя и студента

2.    Очень востребовано электронное обучение в центрах дистанционной довузовской подготовки, которые развиваются на базе центров довузовской подготовки, которые сейчас есть практически во всех крупных университетах /2/. Как правило, в этих центрах работают преподаватели базовых кафедр (математики, физики, русского языка и др.). Навыки ЭО, полученные при работе со школьниками, в дальнейшем успешно применяются и при работе со студентами.

В НГТУ накоплен определенный опыт электронной довузовской подготовки  абитуриентов. Не секрет, что в ряде школ – в частности, удаленных от больших городов – уровень преподавания по разным причинам не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются к абитуриентам. А дистанционная довузовская подготовка позволяет школьникам восполнить пробелы в знаниях. Раньше преподаватели НГТУ готовили абитуриентов к сдаче экзаменов по материалам университета; в свете новых правил приема в вузы мы переориентировались на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ – по математике, физике, информатике, иностранному языку, химии. На портале НГТУ в 2009 году был реализован доступ к Интернет-курсу по подготовке к ЕГЭ, содержащему не только тренажеры, но и пояснения к решению задач и ответам на вопросы. Бесплатный набор в 400 человек был завершен за несколько дней, география заявителей — от Кореи до Москвы.

Дистанционно реализуются и другие учебные подготовительные курсы.

3. В последние годы все более востребованными в университетах становятся программы дополнительного профессионального образования и многие из них слушатели предпочитают проходить дистанционно – в режиме электронного обучения. В НГТУ в таком режиме реализуется несколько учебных курсов, в том числе для преподавателей. Например, в Центре лингвометодических информационных ресурсов предлагается дистанционное обучение преподавателей русского языка как иностранного.

Опыт использования ЭО в повышении квалификации накоплен на факультете повышения квалификации, в Институте дополнительного профессионального образования. Отдельного упоминания заслуживают программы Центра подготовки кадров для системы госзакупок, которые реализуются в дистанционном режиме с помощью электронной обучающей среды, разработанной в Институте дистанционного образования. По окончании этих курсов слушатели получают свидетельства о повышении квалификации, дающие им право быть членами комиссий по проведению аукционов и конкурсов на предприятиях.

С 2008 года выполняется федеральный проект «Апробация и реализация

разработанных модульных программ повышения квалификации кадров управления образованием в регионах и среднего звена управленческих кадров вузов».  Этот проект реализуется на средства гранта Федерального агентства по образованию РФ.  В рамках данного проекта в 2008-2010 годах НГТУ проводит повышение квалификации сотрудников управления образованием и проректоров и деканов вузов Сибирского федерального округа. Первая группа слушателей проходила повышение квалификации в формате вечерних курсов, и этот опыт показал, что людям, занимающим столь высокие должности, очень сложно обучаться с отрывом от производства. Поэтому уже следующая группа слушателей имела и будет иметь возможность частично проходить курс в дистанционном режиме, с помощью электронной обучающей среды, разработанной в ИДО НГТУ. Слушателям предлагаются очный и очно-дистанционный режимы обучения, учебные материалы при том и другом режимах обучения представлены в электронной среде.

В Томском государственном университете с 2008 года выполняется

проект «Развитие сетевого взаимодействия инновационных вузов …», очевидно, что участие любого университета в сетевом взаимодействии в наши дни предполагает реализацию технологий электронного обучения.

В дистанционном режиме возможно частично реализовывать программы и начального профессионального образования Достаточно естественным представляется предоставление для этой цели университетом своей технологической платформы, включая комплекты электронных тренажеров, и методической базы (в том числе методики инструктажа на рабочем месте). Но вызывает сомнение возможность виртуального обучения навыкам работы с оборудованием, инструментом и др. Очевидно, перспективными здесь являются формы комбинированного обучения, сочетающие удаленное теоретическое обучение, очное обучение с наставником системы начального профессионального образования с возможным предварительным повышением квалификации самого наставника на базе технологий ЭО.

Большое значение технологии ЭО имеют при обучении людей с ограниченными возможностями. В институте социальной реабилитации НГТУ ЭО используется при обучении инвалидов по слуху по специальностям среднего специального образования «Программное обеспечение…» и «Организация сурдокоммуникации».

Возможность реализации поствузовского образования (магистратуры, аспирантуры) в режиме ЭО зачастую подвергается сомнению. Но, учитывая тот факт, что большинство магистрантов и аспирантов, как правило, помимо обучения еще и работает и, к сожалению, не всегда на университетских рабочих местах, ЭО становится все более востребованным и в этой организационной форме, Интересный опыт корпоративной магистратуры, реализуемой совместно с ведущими университетами, также подтверждает необходимость развития элементов ЭО в поствузовском образовании.

В целом можно сказать, что если еще лет десять назад говорить об электронном обучении в нашем университете было рано, на каждом факультете внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения шло с разной скоростью и с разной степенью результативности. Сейчас же без электронного обучения полноценный образовательный процесс уже невозможен – ни в высшем образовании, ни в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Основные составляющие (ресурсы) электронного обучения в университете:

1. При всей важности технической составляющей (сети, компьютеры, мультимедийное оборудование) на сегодня она не является определяющей. Похоже, уже можно утверждать, что технические возможности тех вузов, которые берутся развивать электронное обучение, как правило, опережают методическую и организационную составляющую.

2. Технологическая составляющая (программные системы, портал и сайты). В НГТУ эта составляющая формируется из таких ресурсов как корпоративная информационная система университета, включая портал с разделами «Электронное обучение» и «Электронная библиотека», сайты факультетов и кафедр, программные средства доставки учебных материалов в «Личный кабинет студента». Одной из проблем, с которой сталкиваются университеты, развивающие ЭО, является проблема выбора программной системы управления обучением. Можно использовать свободно распространяемые программные средства, например, Moodle, либо коммерческую систему, либо собственную разработку. В НГТУ на основе детального анализа было принято решение о параллельном использовании системы Moodle и разработки НГТУ – семейства программ DiSpace (включая программу удаленного тестирования). Для обеспечения видеокоммуникаций, наряду со свободно распространяемыми программными системами, используется разработанная в университете система Editoria. Разрабатываются и используются тренажеры и виртуальные лаборатории.

Особенности реализации ЭО в техническом университете обусловлены в первую очередь, насыщенностью учебных планов дисциплинами, требующими серьезной лабораторной базы. Это приводит к необходимости создания системы программ тренажеров, виртуальных лабораторий. На сегодняшний день – это, пожалуй, одна из самых трудоемких и затратных составляющих ЭО. Но у технического университета есть и очевидное преимущество, связанное с набором специальностей, студенты, аспиранты и преподаватели которых могут активно участвовать в разработке серьезных технологических решений в области ЭО

3. В процессе внедрения электронного обучения в свою образовательную  деятельность университет сталкивается с рядом проблем. Одна из них связана с тем, что далеко не для всех учебных курсов разработаны электронные материалы. Вторая проблема – это недостаточное количество тьюторов и консультантов, которые могли бы оказывать преподавателям и студентам квалифицированную поддержку в области электронного обучения. Наконец, часть преподавателей еще просто не готова к работе с дистанционными технологиями.

Системность подготовки преподавателей для работы в режиме ЭО обеспечивается комплексом мер, включающем реализацию возможности обучиться преподавателю с любым начальным уровнем подготовки по разноуровневым программам, начиная от базовой подготовки для работы на персональном компьютере до работы в программных системах, лежащих в основе электронной среды обучения.

На основе проведенного в НГТУ несколько лет назад исследования уровня компетентности всех преподавателей в сфере использования ИКТ в образовательном процессе и обеспеченности преподавателей компьютеризированными рабочими местами, была разработана многоуровневая программа повышения квалификации с обязательным участием в ней заведующих кафедрами. В частности, постоянно работают такие курсы, как «Управление электронным обучением». «Электронное обучение в деятельности преподавателя ВУЗа», «Работа в электронной образовательной среде НГТУ» и др. В университете постоянно работает группа по поддержке авторов ЭУМ, издается бюллетень «Информационные технологии в образовании», выпуски которого доступны на е Тем не менее, частично эти проблемы уже решаются.

 В рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) в НГТУ прошло массовое повышение квалификации – на базе университета, в России и за рубежом. Около полутора тысяч сотрудников и преподавателей НГТУ повысили уровень своей профессиональной компетенции в различных областях, в том числе в сфере ИКТ. В частности, им читались курсы, связанные с использованием комбинированной формы обучения.

4. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) могут разрабатываться на факультетах и кафедрах, либо в специализированных подразделениях. В НГТУ принята схема, при которой ЭУМК разрабатываются непосредственно на кафедрах, значительная часть комплексов была подготовлена в ходе выполнения университетом Инновационной образовательной программы (2007-2008 гг.). Но инициируют и обеспечивают регламентацию, хранение и использование ЭУМК такие подразделения НГТУ, как институт дистанционного образования, научно-методический Центр, институт социальной реабилитации, научная библиотека, центр информатизации университета.

5. Чрезвычайно важным ресурсом развития  ЭО мы считаем  университетскую  нормативно-методическую базу, поддерживающую, в частности, систему  оценки и сертификации качества ЭО. В НГТУ для этой цели подготовлены и утверждены такие документы, как положения об электронном издании НГТУ, об экспертизе качества ЭУМК, об уровне компетентности преподавателя в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, руководство для преподавателя по работе в электронной среде обучения и др.

Очевидно, что дальнейшее развитие нормативной базы и экспертизы качества, разработка регламента  взаимодействия администрации, преподавателей и студентов в системе ЭО можно рассматривать в качестве одного из основных направлений дальнейшего развития ЭО в университете. К таким направлениям можно также отнести разработку и внедрение механизмов повышения мотивации факультетов и кафедр к внедрению ЭО, развитие и регламентация функционирования основных составляющих ЭО и др. Например, очевидно, что организация работы аппаратного и программного обеспечения в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю — это вопрос не технический, а управленческий.

Важно отметить, что развитие электронного обучения, естественно порождает целый спектр новых научных направлений в университете, которые необязательно связаны только с развитием новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий. Представляет интерес исследование социальных явлений, порождаемых развитием ЭО, в культурологическом, социологическом и философском аспектах, особый интерес связан с изучением особенностей управления новыми образовательными процессами, задач моделирования и оптимизация этих процессов, финансового менеджмента.

Учитывая высокую сложность управления выполнением поставленных задач, необходимость их четкой координации в целях оптимизации расходов на реализацию ЭО без снижения его качества, в университете должна быть сформирована программа развития ЭО, предопределяющая стратегию и тактику вуза в этой сфере, формулирующая цели и задающая основные развиваемые модели ЭО, определяющая инфраструктуру ЭО (подразделения университета и распределение между ними функций по реализации программы, меры по улучшению координации работы подразделений), предлагающая новые формы управления этими процессами, например, проектное управление. Такая программа формируется на основе четкого понимания того, что от политики университета в сфере электронного обучения во многом зависит успешность его инновационного развития.

01.01.2010 Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 10-18.