Формирование информационной образовательной среды технического университета

Введение

В этой статье предлагаются к обсуждению понятия «информационной образовательной» и «информационной обучающей среды» университета. Перечисляются цель и задачи, принципы формирования информационной образовательной среды (ИОС) университета. Рассматриваются вопросы организационного обеспечения и некоторые направления деятельности по формированию ИОС Новосибирского государственного технического университета. Обсуждается распределенный образовательный портал НГТУ, а также роль крупных университетов в создании региональной информационной образовательной среды.

1. Информационная образовательная среда университета

Формирование информационной образовательной среды за последние годы стало одной из определяющих тенденций развития современного образования. Понятие информационной обучающей среды в наше время повсеместного распространения информационных технологий более естественно, чем ранее возникшее понятие обучающей среды (learning environment). Процесс управления и обеспечения современного образования также все в большей степени реализуется на базе информационных и телекоммуникационных технологий, что привело к широкому распространению термина «Информационная образовательная среда (ИОС)». В России с 2002 года выполняется Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды (2001–2005 гг.)», в рамках которой разрабатываются проекты, нацеленные на формирование федеральной ИОС и ее региональных фрагментов. Очевидно, что эти проекты и вся Программа будут успешны, если их реализация будет основываться на формировании ИОС отдельных учебных заведений и, в первую очередь, ИОС крупных университетов.

Под информационной обучающей средой университета понимается комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как фрагмент информационной образовательной среды, реализующей на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). На наш взгляд, встречающееся представление ИОС в виде «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет…» недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т. е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве.

Основная цель информационно-образовательной среды университета состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разные группы пользователей) ко всем образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и off-line. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.

Формирование ИОС университета основывается на следующих принципах:

  • интеграция в единую ИОС России, региона;
  • интегрируемость в университетскую систему управления качеством образования;
  • децентрализация, открытость в смысле обеспечения максимальной возможности для образовательных подразделений университета встраиваться в ИОС университета и самостоятельно формировать и поддерживать свои образовательные ресурсы;
  • обеспечение системности и координации с целью соответствия определенным общеуниверситетским требованиям, экономии финансовых и материальных ресурсов;
  • соответствие мировым тенденциям развития электронного обучения (e-learning) и управления обучением (learning management);
  • распределенный характер ИОС с едиными средствами навигации, обеспечивающими пользователям университета возможность быстрого и удобного доступа ко всем образовательным ресурсам;
  • соблюдение авторских прав.

ИОС университета формируется постепенно (в любом крупном российском университете информационные технологии являются необходимой составляющей учебного процесса в той или иной степени уже не один десяток лет). Построение ИОС в современном ее понимании требует выполнения целого ряда задач, основными из которых являются следующие:

  • разработка организационной структуры, обеспечивающей создание, поддержку и развитие ИОС;
  • подготовка преподавателей и специалистов для работы в ИОС;
  • техническое и технологическое обеспечение;
  • разработка и поддержка информационных образовательных ресурсов;
  • создание и поддержка образовательного портала университета;
  • развитие научной и научно-методической работы в области современных информационных и телекоммуникационных технологий и применение их в области образования;
  • взаимодействие с образовательными организациями региона, России, мира и развитие инновационной и институциональной деятельности в указанной области.

Данная статья посвящена опыту работы НГТУ по решению некоторых из перечисленных задач в соответствии с поставленными целями, а также перспективам развития ИОС университета.

2. Организационная структура, обеспечивающая создание, поддержку и развитие ИОС университета

Роль координатора деятельности по созданию ИОС в НГТУ выполняет Координационный Совет по дистанционному образованию под председательством проректора по учебной работе.

В Совет входят руководители подразделений, в наибольшей степени задействованных в решении вышеперечисленных задач, а именно: института дистанционного образования (ИДО), научно-методического центра (НМЦ), факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП), центра информационных технологий, центра лингвометодических информационных ресурсов, библиотеки, издательства.

В Совет также входят представители факультетов (кафедр)-«разработчиков», т. е. тех факультетов и кафедр, преподаватели и студенты которых по уровню своей квалификации способны быть разработчиками информационных образовательных ресурсов, например, факультетов автоматики и вычислительной техники, прикладной математики и информатики, кафедр экономической информатики (факультет бизнеса), оптических информационных технологий (радиотехнический факультет).

Такой состав Совета позволяет не только инициировать мероприятия по формированию ИОС, но и отслеживать складывающуюся ситуацию и координировать деятельность подразделений университета в соответствии с поставленной целью и сформулированными принципами.

За последние годы Совет организовал и провел 3 конкурса внутриуниверситетских грантов на электронные учебники с общим объемом финансирования из общеуниверситетского фонда более 300 тыс. руб. с предварительным согласованием технического задания и последующим приемом работ по этапам. Проведено 3 конкурса web-сайтов (и их разделов) образовательных подразделений (с объемом общеуниверситетского финансирования более 150 тыс. руб. ), что значительно стимулировало развитие общеуниверситетской сети web-сайтов.

Проведение конкурсов, выполнение грантов сопровождалось разработкой необходимой нормативно-методической документации: положение о конкурсах, типовое техническое задание, типовой договор с разработчиком и т. д. (представлено на сайте ИДО http://ido.nstu.ru/), а также обсуждением результатов работы в сети и на семинарах. Совет инициировал и поддерживает работы по формированию медиатеки университета, в которых участвуют издательство, библиотека и ИДО. Медиатека создается из информационных образовательных ресурсов НГТУ, в том числе из электронных версий всех учебных изданий университета за последние годы, а также из ресурсов, закупаемых университетом. Деятельность медиатеки регулируется соответствующим положением.

При Совете функционирует семинар «Информационные образовательные технологии», на котором обсуждаются разработки сотрудников и студентов НГТУ, а также общие направления и тенденции в этой области. Создан и функционирует институт экспертов в области информационных образовательных технологий. Эксперты активно привлекаются к участию в семинарах, осуществлению экспертизы при проведении конкурсов и приемке готовых разработок, выполнению проектов, финансируемых Министерством образования РФ и международными организациями.

Совет координирует работы по формированию образовательного портала НГТУ. В настоящее время создается межфакультетское студенческое конструкторское бюро, в первоочередные задачи которого входит разработка электронных учебных материалов и web-сайтов для подразделений-«пользователей».

3. Повышение квалификации преподавателей для работы в информационной образовательной среде

Имеющийся опыт показал, что преподаватели в условиях недостаточного финансирования на развитие работ по созданию ИОС мало мотивированы на довольно большие усилия по освоению новых технологий. Но известно, что значительным стимулом для преподавателя служит общественное мнение, сформированное в преподавательской среде университета: чем более распространены и употребляемы в этой среде те или иные технологии, тем более мотивировано их освоение. Таким образом, нужны организационные меры, позволяющие не только знакомить университетскую общественность с имеющимися разработками в данной области, но и предоставлять возможность постоянного повышения квалификации, а также интенсивно привлекать к работе группы ведущих специалистов. В НГТУ эти задачи решаются с помощью:

  • регулярного семинара «Информационные образовательные технологии»;
  • постановки ряда обучающих курсов на ФПКП, таких как «Проектирование курса. Определение результатов обучения», «Информационные технологии в учебном процессе», «Электронный учебник. Проектирование и реализация», «Виртуальная библиотека Internet», «Основы тестового контроля», «Современные информационные технологии в обучении языку», «Разработка учебно-методических материалов для дистанционного образования (психолого-педагогический аспект)» (информация о этих курсах представлена на сайте ФПКП (http://smc.nstu.ru);
  • создания института экспертов в области информационных образовательных технологий.

Под руководством профессора Скок Г. Б. разработана образовательная программа по повышению квалификации специалистов в области открытого образования (3).

Дальнейшим развитием работ в этом направлении является полноценное обеспечение общения членов преподавательского сообщества на базе образовательного портала университета.

4. Распределенный портал НГТУ

Создание информационной образовательной среды университета в значительной степени обеспечивается формированием и поддержкой сетевых образовательных ресурсов, представленных с помощью веб-сайтов его факультетов, кафедр, научных и учебно-исследовательских лабораторий.

Разработка и поддержка образовательных сайтов, а, следовательно, их структура, функции, обеспечивающие технологии, как правило, определялись и определяются отдельными энтузиастами и в недостаточной степени соответствуют задачам сегодняшнего дня.

Как уже было сказано выше, в НГТУ в течение нескольких лет проводились конкурсы веб-сайтов образовательных подразделений с целью стимулировать разработки в этом направлении, привлечь к этой работе квалифицированных преподавателей и студентов (информация о конкурсах представлена на сайте института дистанционного образования НГТУ (http://ido.nstu.ru).

Анализ образовательных сайтов университета, их обсуждение показали, что от отдельных разработок необходимо переходить к системному решению этого вопроса, к созданию университетского образовательного портала.

В соответствии с общей концепцией портала основная его задача — консолидация нескольких ресурсов в рамках одного веб-сайта. Все образовательные ресурсы университета невозможно представить, а тем более оперативно поддерживать в рамках одного сайта, что показывает и опыт крупных российских и зарубежных университетов. Таким образом, возникает задача формирования сети образовательных сайтов, поддерживаемых различными образовательными подразделениями, но отвечающих определенным общеуниверситетским требованиям и при необходимости использующих общие технологические решения. В этом случае можно говорить о распределенном портале университета. Под ним мы понимаем набор сайтов университета, которые:

  • Отвечают общей цели развития ИОС университета;
  • Консолидированы на базе принципиальных структурно-логических и содержательных общеуниверситетских решений;
  • Реализуют для решения схожих задач набор сервисов, в который входит обязательный минимум, определяемый общеуниверситетскими требованиями;
  • Имеют развитую систему внутренней навигации, единую поисковую систему;
  • Обеспечиваются инструментальной, информационной и методической общеуниверситетской поддержкой.

При этом у разработчиков этих сайтов остаются значительные степени свободы при решении программно-технологических и дизайнерских вопросов, при формировании информационного и методического наполнения сайтов, что позволяет не только обеспечивать постоянное развитие портала, но и поддерживать его в конкурентоспособном состоянии.

Образовательный портал состоит из официального сайта университета, выполняющего, в первую очередь, презентационную, информационную и справочную функции, а также из сайтов институтов (дистанционного образования, дополнительного профессионального образования) и факультетов (функции управления учебным процессом, маркетинговые, информационные), сайтов кафедр (основная функция — обучающая), сайтов библиотеки и издательства, обеспечивающих как можно больший доступ к образовательным ресурсам университета, сайтов других подразделений.

Существенным элементом распределенного портала является «инструментальный» веб-сайт, представляющий набор сервисов, позволяющих автору, не имеющему квалификацию программиста, выстроить образовательный сайт необходимой конфигурации по одному из предложенных дизайнерских решений.

Одной из серьезных проблем при формировании порталов является его целевая направленность. Желание предоставлять соответствующую информацию и соответствующие сервисы различным группам пользователей (от студентов и слушателей курсов до преподавателей и администраторов) приводит к необходимости построения и поддержки разнообразных «рабочих столов».

Существующие программные системы управления обучением, такие как WebCT, Catalyst, Blackboard и другие, обеспечивающие формирование такого рода «рабочих столов», вряд ли могут быть применимы в условиях российского образования.

Таким образом, возникает задача создания программной системы, которая не только позволяет формировать образовательные сайты для подразделений университета из некоторых «заготовок», но и дает возможность настраивать «рабочие столы» для различных групп пользователей в соответствии с желаемой конфигурацией. Такая задача решается в настоящее время в НГТУ.

5. Роль крупных университетов в создании региональной информационной образовательной среды

Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, приобретают и новые функции, а именно:

  • предоставление широкого спектра образовательных услуг дополнительного профессионального образования;
  • обеспечение довузовской подготовки (не подменяя функций школы с ориентацией, в первую очередь, на учителя, а не на ученика);
  • создание и обеспечение сети университетских филиалов с целью повышения доступности образования;
  • развитие ресурсной базы образования (всех уровней), включая подготовку кадров, разработку методического и технологического обеспечения, в том числе мультимедийных технологий;
  • формирование институциональной политики в области образования, активное участие в различных региональных и отраслевых объединениях, направленных на развитие инфраструктуры образования.

Качественное выполнение университетом всех этих разнообразных функций невозможно вне информационной образовательной среды (2). На базе НГТУ при содействии программы Европейского Союза DELPHI создан региональный Центр ресурсов дистанционного образования (4). В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2001–2005 гг.)» разработан проект Новосибирского отделения регионального Центра ресурсов Сибирского федерального округа, создаваемого на базе НГТУ. В составе этого Центра создан Центр лингводидактических информационных ресурсов (6), планируется создание Центра тестовых технологий, что, в свою очередь, интенсифицирует формирование ИОС университета и способствует повышению конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Литература

  1. Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2001. — № 1(3). — С. 42–45.
  2. Востриков А. С., Гужов В. И., Казанская О. В. Роль технического университета в формировании информационной образовательной среды (проблемы, решения, перспективы) // Открытое и дистанционное образование. — Томск, 2002. — № 3(7). — С. 20–24.
  3. Образовательная программа для повышения квалификации специалистов в области открытого образования / Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Л. Г. Макаревич и др. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. — 70 с.
  4. Востриков А. С., Казанская О. В., Никитина Н. Ш. Региональный центр ресурсов открытого и дистанционного образования // Рабочие материалы к совещанию российских и европейских экспертов «Политика ОДО в Европейском Союзе и РФ». TACIS Services D61A, European Comission. — М., 2001. — С. 104–109.
  5. Афанасьев Ю. А., Гужов В. И., Казанская О. В. Направления научной, научно-методической, инновационной и институциональной деятельности университета в контексте дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития: Материалы междунар. конф. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — С. 27–29.
  6. Бовтенко М. А. Условия эффективной интеграции компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Тез. 3-й междунар. конф. «Язык в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты». — Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — С. 16–18.
01.01.2003 Университетское управление : практика и анализ. - 2003. - № 4(27). – С. 57-61.