Управление информационными ресурсами образовательного учреждения

Автор курса: О.В. Казанская, доц. кафедры вычислительной техники НГТУ, заместитель директора Института дистанционного образования НГТУ.

Цель курса: ознакомление с основными понятиями, принципами, технологиями и инструментарием управления информационными ресурсами образовательного учреждения, приобретение навыков работы с системами управления обучением. Курс предназначен для специалистов управления образования (специалисты государственных органов управления образованием, директора образовательных учреждений и их заместители).

Начальные требования: обучающиеся должны иметь навыки пользователя ПК,

Форма обучения: очная.

Организация занятий

Занятия проводятся в учебном терминальном классе, в обучении используются программные средства управления, организации и мониторинга применения информационно-коммуникационных ресурсов в деятельности образовательных учреждений.

По каждой теме читается лекция (всего 22 часа), выполняются практические занятия (всего 22 часа). Предусмотрена самостоятельная работа (18 часов) и выполнение курсовой работы.

Объем курса: 72 часа.

Результаты обучения

В результате обучения слушатели будут иметь представление:

  • об особенностях современной образовательной информационной среды, о федеральных и региональных решениях по построению единой информационной образовательной среды;

знать:

  • пути построения инфраструктуры ИОС ОУ, способы ее формирования в ОУ и управления ее элементами;

уметь (иметь опыт):

  • проводить оценку развития информационной образовательной среды ОУ;
  • разрабатывать программу формирования информационной образовательной среды конкретного ОУ;
  • работать в реальной системе управления обучением;
  • работать в распределенной системе тестирования.

Тематический план

Наименование разделов,дисциплин и тем Всего,час В том числе
лекции практическиезанятия самостоятельная работа
1. Основные понятия 2 2 1
2. Информационная образовательная среда 6 3 2 2
3. Технологическое обеспечение ИОС ОУ 18 4 8 6
4. Традиционные и современные функции управления информационными и телекоммуникационными технологиями в ОУ 6 3 2 2
5. Формирование новых знаний как новая функция управления в ИОС ОУ 4 2 2 1
6. Эффективность управления информационными ресурсами ОУ 10 4 4 3
7. Примеры лучшего опыта в формировании ИОС 10 4 2 3
Консультации 2   2  
Подготовка курсовой работы 10     10
ИТОГО 72 22 22 28

Содержание курса

  1. Понятие информационных образовательных ресурсов в контексте информационной образовательной среды образовательного учреждения (ОУ). Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании. Ресурсы единой информационной образовательной среды, федеральные отраслевые и региональные ресурсные центры.
  2. Цели и задачи формирования информационной образовательной среды ОУ и управления ее элементами. Инфраструктура информационной образовательной среды (ИОС). Влияние ИОС на качество образования. Основные направления развития ИОС: повышение квалификации преподавателей и сотрудников для работы в ИОС, обеспечение необходимого уровня компетенций учащихся в области ИКТ, развитие системы нормативно-методического обеспечения ИОС, формирование библиотеки электронных учебных материалов.
  3. Технологическое обеспечение ИОС ОУ: комплексы электронных учебных материалов, депозитарий, медиатека, электронная библиотека, сайт, образовательный портал ОУ, системы управления обучением, виртуальные обучающие среды — Virtual Learning Environment, автоматизированные системы управления ОУ.
  4. Традиционные и современные функции управления информационными и телекоммуникационными технологиями в ОУ. Управление персоналом, ответственным за информационные и телекоммуникационные технологии в ОУ. Интеграция в единую образовательную среду региона, страны, мира, взаимодействие с ресурсными центрами. Обеспечение учителей рабочими местами для работы в ИОС ОУ и повышения ИКТ — компетенций преподавателей. Сетевые образовательные проекты.
  5. Особенности управления информационными ресурсами в школах.
  6. Формирование новых знаний как новая функция управления в ИОС ОУ. Модели извлечения знаний в ИОС ОУ.
  7. Эффективность управления информационными ресурсами ОУ: критерии, факторы, пути повышения. Показатели влияния информатизации образования на качество образования, оценка информационной образовательной среды.
  8. Примеры лучшего опыта в формировании ИОС. Анализ информатизации школьного образования. Развитие единой образовательной среды в России и в регионах Сибирского федерального округа.

Итоговая работа — самостоятельная работа, в рамках которой предусмотрена разработка программы формирования информационной образовательной среды конкретного ОУ.

Фрагмент структуры выпускной работы

Раздел 1. Анализ информационной образовательной среды ОУ

  1. Общая характеристика образовательного учреждения (ОУ) – в соответствие с предложенной методикой анализа.
  2. Оснащенность ОУ информационно-коммуникационными ресурсами.
  3. Оценка уровня профессиональной информационно-коммуникационной компетенции сотрудников ОУ. Анализ слабых и сильных сторон ОУ в части информатизации образования можно представить в виде следующей таблицы, например:
    Сильные стороны Слабые стороны
       
  4. Перечень учебных курсов, востребованных преподавателями ОУ для повышения информационно-коммуникационных компетенций в образовательной деятельности.
  5. Направления деятельности по дальнейшему формированию информационно-образовательной среды ОУ и ее интеграции в единую информационную образовательную среду.

Рекомендуемая литература

  1. Афанасьев Ю.А. Развитие информационной образовательной среды университета как фактор повышения качества образования / Ю.А. Афанасьев, О.В. Казанская // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы = Education Quality EQ-2005: Материалы 6 междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ, 23-25 мая 2005 г.). — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — С. 384-387. — Библиогр.: с. 387.
  2. Афанасьев Ю.А., Казанская О.В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое дистанционное образование. – Томск, 2001. — №1 (3). — С. 42-45.
  3. Афанасьев Ю.А., Казанская О.В. Управление информационными ресурсами университета / Единая образовательная среда: проблемы и пути развития: Материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — С. 98-100.
  4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М., 2003.
  5. Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИЙ ИТТ «Информика». — Вып. 1. — М., 2003. — Вып. 2. — М, 2004. — Вып. 3. – М., 2005.
  6. Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под общ. ред. С.И. Маслова. — М., 2004.
  7. Казанская О.В. Методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде / О.В. Казанская, Г.Б. Паршукова // Открытое и дистанц. образование. — Томск, 2006. — № 1. — С. 59-63.
  8. Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 352 с.
  9. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии / Отв. ред. В.Г. Кинелев. — М., 1999.
  10. Образовательные интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова. — М.: Просвещение, 2004. — 287 с.
  11. Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 148 с.
01.01.2006 Информационные педагогические технологии : комплекс. программа подгот. преподавателей в области использования ИКТ в проф. деятельности. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - Блок 3: Специализированная подготовка. 3.2: Управление информационными ресурсами образовательного учреждения. - С. 71-75. - Библиогр. : с. 75.