Технологическая и организационная поддержка комбинированной формы обучения

«Blended learning», как и многие педагогические термины создает иллюзию некоторой законченной концепции, хотя в практике это гибкое понятие, обозначающее, различные вещи…»

 An Epic White Paper

 Дистанционная форма обучения в высшем образовании в настоящее время претерпевает существенные изменения за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Например, для дистанционного обучения в странах Западной Европы все более широко используется комбинированная (blended) форма обучения, которая за счет использования Интернет-технологий позволяет приблизить качество заочного образования к очному. В бизнесе, к примеру, данную систему успешно используют для корпоративного обучения, чтобы повышать квалификацию сотрудников без отрыва от рабочего места. В нашей стране электронные технологии обучения становятся все более актуальными для людей, которые работают по специальности, но не имеют диплома о высшем образовании и при этом имеют возможность доступа к сетевым информационным ресурсам непосредственно с рабочего места или из дома.

 Особенностью комбинированного образовательного процесса, реализуемого в НГТУ, является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете [1]. Очная часть обучения — это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр НГТУ. В это же время студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком. Необходимо отметить, что одним из ключевых организационных моментов внедрения электронной образовательной технологии является разработка учебного плана, учитывающего специфику комбинированного обучения.

 Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru. На базе портала создана электронная обучающая среда, где реализованы следующие сервисы: система управления курсами DiDesk (для эффективной организации процесса создания и доставки электронных учебно-методических комплексов (УМК) [2], консультации по курсам в режиме форума (для оперативных ответов на вопросы студентов, возникающих в процессе выполнения контрольных мероприятий), дистанционные семинары, система тестирования DiTest [3], режим рассылки материалов и электронный журнал учета успеваемости студентов.

 К особенностям организации учебного процесса по КФ для преподавателей по дисциплинам следует отнести необходимость создания электронного УМК и размещение его в системе портала ИДО НГТУ, а также обязательная регулярная работа в электронной учебной среде в режиме консультаций, семинаров (форумов), тестирования.

 В состав УМК в обязательном порядке входят: методическое руководство по курсу (путеводитель по курсу), теоретические материалы к лекциям или электронное учебное пособие (электронный учебник), методические указания к лабораторным работам, к семинарам, тренажеры, обучающие задачи, методические указания по выполнению самостоятельной работы (контрольных работ, РГР, курсовых работ, курсовых проектов), контролирующие материалы. Для более образной подачи материала в состав УМК также могут быть включены: 3D, Flash,VRML модели, слайд-конспекты лекций или презентации (PowerPoint), атласы, хрестоматии, видеоматериалы по курсу.

 УМК в обязательном порядке проходит содержательную экспертизу на кафедре. Техническая экспертиза электронных учебных материалов осуществляется специалистами в области электронного обучения. Комплект УМК размещается на образовательном портале ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru с авторизованным доступом.

 В договоре, заключаемом со студентом, обязательно указывается, что обучение осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, что потребитель образовательных услуг обязан иметь базовые навыки работы на компьютере, а также обязуется соблюдать сохранность авторских прав на предоставляемые учебно-методические материалы, пособия, электронные учебники.

 С целью реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ в ИДО сформировано дистанционное отделение ИДО, выполняющее функции службы поддержки студентов (СПС). В состав службы входит инструктор (методист), чьи функции — прием документов на обучение, ведение документации по учебному процессу, подтверждение успешного прохождения курсов, оформление выпускных документов, обеспечение взаимодействия обучающихся с администрацией учебного заведения, предоставление администрации оперативной информации о ходе набора, наполнении потоков. В состав СПС входит также куратор, в обязанности которого входит обеспечение эффективной коммуникации между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. Куратор также обеспечивает взаимодействия со службами административной и технической поддержки, способствует эффективному использованию ИКТ в организации процесса обучения, обеспечивает использование эффективных методов и приемов обучения конкретным учебным дисциплинам в системе. В сферу деятельности руководителя СПС входит управление ходом учебного процесса, его мониторинг, набор преподавателей, принятие решений по ходу учебного процесса в нестандартных ситуациях, подготовка аналитической информации о ходе набора, наполнении потоков, выпусках, отчислениях и их причина.

 Литература

  1. Андрюшкова О.В., Казанская О.В., Фоменко Н.С. Организация комбинированной формы обучения в НГТУ// Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Материалы IV Всеросcийской науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2005. — С. 92.
  2. Гужов В.И., Данин В.Ю., Бочаров Д.Д. Создание электронных средств поддержки дистанционного обучения на основе автономных модулей// Труды X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2004″, Т.2. — СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2004.-648 с. (С.506-507).
  3. Гужов В.И., Данин В.Ю., Пинтус Е.С. Система тестирования «DiTest»// Открытое и дистанционное образование (ISSN 1609-5944). — Томск, 2003. №2 (10). — С.31-34.
01.01.2006 Телематика’2006 : тез. докл. 13 всерос. науч.-метод. конф. 5-8 июня 2006 г., Санкт-Петербург. – СПб., 2006. - Т. 2. Секция C. - С. 338-339.