Социально-экономические и культурологические исследования влияния информатизации на региональное развитие

Бурное вовлечение в развитие страны информационных технологий, в том числе в образовании, обусловлено тенденциями развития экономических, политических и социальных процессов современного мира. Основная направленность этого глобального процесса -преодоление цифрового неравенства («digital divide») [1].

В качестве проблемной ситуации нам видится конфликт между уровнем развития современных ИКТ в мире и уровнем использования их в России, что приводит к усилению интеллектуальной дифференциации между гражданами, использующими и не использующими современные ИТ, имеющими и не имеющими доступ к ним. В настоящее время достаточное количество экспертов отсутствие доступа к ИТ определяет как новый вид социального неравенства и связывает это с невысоким уровнем информатизации в России. Кроме того, в этой области налицо явные диспропорции, обусловленные как уровнем социально-экономического развития региона, так и степенью управляемости процесса информатизации.

Процессы информатизации образования в России идут неравномерно. При отсутствии ясной картины трудно предположить направления дальнейшего развития информатизации. Отсутствует четкое представление, как информатизация влияет на повышение качества образования, улучшение ИКТ-компетенций населения, на вовлечение трудовых ресурсов в мировое разделение труда.

Информатизация образования и культуры позитивно влияет на социально-экономическое и культурное развитие региона через повышение качества образования, формирование ключевых компетенций в области ИКТ, улучшение доступа к информационным ресурсам. В результате повышается качество жизни населения, обеспечивая включенность его в мировую информационную среду, мировой социально-экономический процесс [3- 5].

Федеральная государственность дает возможность субъектам Российской Федерации выстраивать собственную стратегию региональной информатизации образования, науки и культуры и межрегионального взаимодействия. Формирование региональной информационной инфраструктуры — фундаментальная и приоритетная задача регионального экономического развития, сопоставимая по значимости с созданием эффективной экономической системы. Несмотря на ряд программ, как федерального, так и регионального значения, отмечается достаточная спонтанность этого процесса, особенно это проявляется в принятии управленческих решений.

Т.о., можно говорить о понимании только отдельных аспектов влияния процесса информатизации на социально-экономическое и культурное развитие региона, и проблема преодоления «digital divide» продолжает оставаться актуальной, а информационно-коммуникационные компетенции являются ключевыми компетенциями личности (key competencies), необходимыми для жизни в XXI веке [2]. Можно предположить, что уровень ИКТ-компетенций жителей региона существенно влияет на их качество жизни — категорию, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Необходимым условием формирования ИКТ-компетенций является информатизация региональных систем образования. Мировой опыт, а также имеющиеся несистематизированные данные по информатизации образования в сибирском регионе, опыт работы авторов в регионе дают основание предполагать, что процесс информатизации образования позитивно влияет в целом на социально-экономическое и культурное развитие региона. Для подтверждения этой гипотезы, для выявления наиболее значимых факторов влияния, а также для реализации поддержки принятия адекватных управленческих решений в этой области необходимо проведение целого ряда исследований, которые в свою очередь требуют постоянного мониторинга процессов информатизации образования, всесторонней оценки их влияния на качество жизни.

Фундаментальных исследований, результаты которых могли бы повлиять на развитие ситуации, в данной области не проводилось. Отсутствует модельный инструментарий (модели, методики и программные средства) для целей отслеживания процесса информатизации и своевременного принятия управленческих решений в области информатизации социокультурной сферы. Так как процесс информатизации происходит не сам по себе, а вызван определенными объективными и субъективными предпосылками и, в свою очередь, происходящее в образовании и культуре влияет на развитие ситуации в регионе, то проведение исследований этой тематики является актуальной задачей.

Представляется необходимым разработать концептуальные основы мониторинга информатизации информационной среды региона, исследовать информационный потенциал социокультурной сферы, сформулировать прогнозы развития информатизации, выявить факторы влияния информатизации на развитие ключевых компетенций населения региона, разработать модели ИКТ-компетенций.

Достижение научного результата требует решения таких научных и научно-практических вопросов, как формирование наборов показателей, адекватно отражающих процессы информатизации образования и их влияние на различные стороны социально-экономического развития региона; разработка методики и программной системы, реализующей автоматизированный мониторинг и хранение данных в хранилище данных с оптимизированной структурой; первичная обработка данных; формирование набора моделей, описывающих исследуемые явления; разработка рекомендаций по согласованному планированию процесса информатизации.

Результаты исследований будут предложены в качестве научно-методической базы департаментам образования и культуры исследуемых регионов для принятия управленческих решений в области информатизации образования. В конечном счете, это повлияет на качество регионального образования, а следовательно, повысится интеллектуальная емкость кадровых ресурсов региона. Повысится общая грамотность населения через доступ к информационным ресурсам, мобильность жителей, инвестиционная привлекательность региона.

В заключение следует отметить, что исследования культурологического характера процессов информатизации позволят сформулировать различные модели ИКТ-компетенций населения регионов, которые во многом зависят от уровня информационного развития образования, науки и культуры. Поскольку одна из важнейших ключевых компетенций формулируется именно как компетентность в области применения информационных технологий, то несомненным является то, что её формирование зависит и от собственно образования — наличия специальных образовательных программ, и от инструментов и технологий, реально доступных населению. При этом необходимо отметить, что информационные технологии должны быть не просто доступны, но и активно используемы, поскольку использование современных технологий требует понимания новых путей, которые человек может использовать в своей гражданской, профессиональной и частной жизни. В конечном счете, именно подготовленность (компетентность) населения является основным фактором экономического развития регионов.

Опыт работы НГТУ в сотрудничестве с университетами региона и Сибирского открытого университета, академическим научным учреждением (ГПНТБ СО РАН) позволяет планировать разработку методологически обоснованной программной распределенной, web-ориентированной системы мониторинга оценки качества и информатизации образования и культуры в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Digital Divide Network: A project of the Center for Media & Community at EDC, Inc. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diaitaldivide.net/
  2. Information Literacy Competency Standards for Higher Education / American Library Associationhttp [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www-ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm
  3. Аймалетдинов Т.А. «Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства в России [Электронный ресурс] // Социологические исследования. — 2003. — № 8. — С. 121-126. — Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/socis/msa/178501.html
  4. Вершинская О.Н. Адаптация населения к новым информационным технологиям: результаты социологических исследований // Информационное общество. — 1998. — № 1.
  5. Вершинская О.Н. Информационный ресурс сокращения социально-экономического неравенства // Информационное общество. — 2001. — № 5.
  6. Окинавская хартия глобального информационного общества: Принята 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой Восьмерки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm
01.01.2006 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 21-23 сент., 2006 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Том. гос. ун-т. – Томск : ООО «Графика», 2006. – Секция 2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования. - С. 27-28. – Библиогр. : с. 28.