Состояние электронного обучения в НГТУ

Электронное обучение (ЭО) в НГТУ развивается уже достаточно давно; в его реализации участвует значительное количество подразделений, преподавателей и сотрудников университета.

Формы электронного обучения в НГТУ

1. Целевые группы

Целевые группы электронного обучения в традиционном университете возможны непосредственно в университете и вне его.

Целевые группы ЭО в НГТУ – это студенты заочной и дневной форм обучения; студенты, получающие первое высшее и второе высшее образование частично в дистанционном режиме (комбинированное обучение); преподаватели и сотрудники университета, повышающие квалификацию.

Существующие и потенциальные целевые группы ЭО вне университета – это школьники старших классов, абитуриенты в Новосибирске и регионе (дистанционная довузовская подготовка); преподаватели общего и профессионального образования, слушатели дистанционных учебных курсов, организаторы и слушатели корпоративного обучения и др. (дополнительное профессиональное образование (ДПО)).

2. Формы электронного обучения

В настоящее время в НГТУ реализуются следующие формы ЭО:

  1. В высшем профессиональном образовании:
    • электронная поддержка обучения студентов очной и заочной форм образования;
    • комбинированная форма обучения в заочном образовании.
  2. В среднем специальном образовании в Институте социальной реабилитации.
  3. В дистанционной довузовской подготовке.
  4. В дополнительном профессиональном образовании.

Рассмотрим каждую форму ЭО в НГТУ более подробно.

Электронное обучение в высшем образовании

а) Электронная поддержка очной и заочной форм образования.

Существующие сегодня в НГТУ технологические и методические возможности позволяют преподавателю реализовывать в электронном режиме – как на дневном, так и на заочном отделении – следующие элементы учебного процесса:

  • создание учебных курсов по дисциплинам и доставка их по сети;
  • разработка электронных тестов и удалённое тестирование (в режимах онлайн и офлайн);
  • проведение удалённых консультаций (офлайн-форум и видеоконференции);
  • организация удалённых семинаров (офлайн-форум);
  • общение со студентами с помощью электронной почты;
  • ведение электронного журнала успеваемости.

Наиболее активно преподаватели используют электронные учебные курсы и удалённое тестирование.

б) Комбинированная форма обучения в НГТУ предусматривает:

  • одну дистанционную и одну очную сессию в учебном году;
  • постоянную поддержку студентов в электронной среде обучения (ЭСО): проверку контрольных работ, консультации, дистанционные семинары и т. д.

Комбинированная форма реализуется для первого и второго высшего образования на трёх факультетах (ЗФ, АВТФ, ФБ), где по двум специальностям занимаются 47 студентов 1–4 курсов.

С октября 2008 г. комбинированная форма развивается также в обучении студентов, ранее занимавшихся в шести представительствах НГТУ. В настоящий момент это более 1 200 студентов 1–5 курсов (71 группа), которые обучаются по восьми специальностям. С ними работает около 300 преподавателей 56-ти кафедр восьми факультетов. За это время в электронной среде обучения было представлено 568 дисциплин, подготовлены и размещены комплекты электронных учебных материалов (ЭУМ) по 158 дисциплинам.

Требования к обеспечению ЭО в высшем образовании в НГТУ отражены в таблице 2.

Таблица 2. Требования НГТУ к обеспечению электронного обучения в высшем образовании

Форма обучения Наличие ЭУМ Регламент на ЭУМ Сертификация ЭУМ Средства доставки ЭУМ Электронная поддержка современных педагогических технологий
Очная приветствуется нет приветствуется разделы портала НГТУ «Электронное обучение», «Личный кабинет студента», сайт ЗФ по инициативе преподавателя
Заочная требуется нет
Комбинированная обязательно есть DiClass обязательны портфолио студентов и преподавателей

Электронное обучение в среднем специальном образовании

В Институте социальной реабилитации (ИСР) с элементами ЭО реализуются две специальности: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Организация сурдокоммуникации».

Электронное обучение в системе дистанционной довузовской подготовки

В Центре дистанционного довузовского образования (ЦДДО, http://cddo.edu.nstu.ru) при Институте дистанционного образования для абитуриентов созданы дистанционные учебные курсы математики, физики и др. и интернет-курсы по подготовке к ЕГЭ. На интернет-курсы по подготовке к ЕГЭ, включающие в себя тестирование, с апреля 2009 г. было подано 668 заявок не только из России, но и из Казахстана и Южной Кореи.

Электронное обучение в дополнительном профессиональном образовании

В области ЭО в дополнительном профессиональном образовании в НГТУ реализовано:

  • дистанционное повышение квалификации преподавателей (ФПК, Центр лингвометодических информационных ресурсов (ЦЛИР) ИДО);
  • дистанционное повышение квалификации среднего управленческого звена вузов и региональной администрации в рамках федерального проекта 2008–2010 гг.;
  • участие в сетевом взаимодействии вузов по программам ДПО. В частности, НГТУ подготовил ряд курсов для федерального проекта по гранту ТГУ.

Состояние ресурсов электронного обучения в НГТУ

Основные ресурсы электронного обучения:

  1. Технические (сети, компьютеры, мультимедийное оборудование и т. д.).
  2. Технологические (программные системы, портал и сайты и т. д.).
  3. Электронные образовательные ресурсы (электронные учебно-методические материалы, информационные ресурсы).
  4. Квалификация преподавателей (текущее состояние, повышение квалификации, семинары, инструктаж, мотивация и т. д.).
  5. Нормативно-методическая база (распорядительные и устанавливающие порядок разработки, обеспечения и использования ЭО документы, инструкции, положения и т. д.).
  6. Педагогические технологии.
  7. Организационное обеспечение.

Рассмотрим каждый из ресурсов более подробно.

  1. О технических ресурсах ЭО в НГТУ хорошо известно, они находятся сейчас на достаточно высоком уровне.
  2. Технологические ресурсы ЭО представляют собой комплекс программных средств, разработанных в НГТУ, а также свободно распространяемых программ:
    • корпоративная информационная система университета;
    • портал (раздел «Электронное обучение»), сайты факультетов, кафедр;
    • средства доставки учебных материалов, позволяющие преподавателям представлять свои материалы в трех видах, в том числе:
      • на кафедральных сайтах и на личных сайтах преподавателей;
      • в программной системе DiDesk;
      • в программной системе Moodle. Доступ к учебным курсам в разных программных средах (DiDesk, Moodle, на авторских сайтах кафедр и преподавателей) обеспечивается студентам в информационной системе университета. Преподаватель делает соответствующие ссылки в разделе «Электронные курсы» на типовом персональном сайте в корпоративной информационной системе (рис. 3), и курсы отображаются в списке учебных дисциплин в «Личном кабинете студента»;
    • программная система DiClass;
    • программные системы тестирования (DiTest; разработки преподавателей);
    • системы обеспечения коммуникаций (видеоконференции) – Skype, Policom, eDitoria;
    • тренажёры, виртуальные лаборатории (Центр технологий National Instruments, кафедра электронных приборов и др.).

Наиболее активно посещаемые электронные курсы в системе DiDesk представлены в таблице 3.

Таблица 3. Статистика посещаемости электронных курсов в системе DiDesk (30.05.2008 — 22.05.2009)

Дисциплина, факультет, преподаватель Кол-во обращений
1. Философия* 8 858
2. Теоретические основы электроники (доцент кафедры теоретических основ электротехники В.А. Аксютин) 5 500
3. Макроэкономика (старший преподаватель кафедры экономической теории Н.Б. Севастьянова) 5 468
4. Методология и методика социологических исследований (профессор кафедры социологии В.И. Игнатьев) 5 402
5. Монтаж* 5 374
6. Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика* 4 868
7. Культурология (доцент кафедры теории и истории культуры М.Т. Усова) 4 171
8. Социальная педагогика (профессор кафедры социологии В.И. Игнатьев) 3 666
9. Рисунок* (Л.В. Ворфоломеева) 3 598
10. Теория вероятностей и математическая статистика (профессор кафедры экономической информатики Н.Ш. Никитина) 3 204

* Факультет и преподаватель в системе не указаны

3. Электронные образовательные ресурсы

Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) разрабатываются на факультетах и кафедрах университета; значительная часть разработок была сделана в рамках Инновационной образовательной программы (2007–2008 гг.).

Инициаторами создания ЭУМК являются Научно-методический центр, ИДПО, Центр подготовки кадров для системы госзакупок, ИДО (ЭУМК для развития комбинированной формы на заочном факультете, поддержки ЭО в представительствах и ресурсных центрах, ЦДДО, ЦЛИР, электронные версии методических пособий), ИСР. Эти же подразделения обеспечивают регламентацию, хранение и использование ЭУМК.

Полнотекстовые информационные ресурсы, которые активно применяются для ЭО, размещаются на сайтах Научной библиотеки и ИДО. Параллельное существование двух систем вряд ли разумно, и надо решать, кто ими будет заниматься дальше и в каком формате. Все эти ресурсы абсолютно доступны, любую методичку, изданную в НГТУ с 1998 г., можно без пароля скачать с сайтов Научной библиотеки и ИДО из сети университета.

Очень неплохие информационные ресурсы для ЭО представлены в издательстве НГТУ. На его сайте можно познакомиться с содержанием всех изданий НГТУ, чтобы решить, нужно ли приобретать ту или иную книгу.

Большим упущением является отсутствие в НГТУ видеолекций. Особенно важно запечатлеть лекции ведущих профессоров; этой сложной задаче, требующей огромного труда, нужно уделить особое внимание.

4. Квалификация преподавателей

Для повышения квалификации преподавателей университета в сфере ЭО в НГТУ делается очень многое.

Уже несколько лет на ФПК существуют разноуровневые программы повышения квалификации (базовый курс по ИКТ, «ИКТ в образовании», «Современные педагогические технологии»).

В 2005–2006 гг. НМЦ совместно с ИДО провёл исследование уровня компетентности преподавателей НГТУ в сфере ИКТ, а также обеспеченности преподавателей рабочими местами. Такой мониторинг нужно проводить регулярно.

При НМЦ работает группа по поддержке авторов электронных учебных материалов.

С марта 2004 г. издаётся ежеквартальный бюллетень «Информационные технологии в образовании» – издание НГТУ и ассоциации «Сибирский открытый университет», в котором регулярно публикуются материалы о внедрении ИКТ в НГТУ. Все выпуски бюллетеня доступны на его сайте http://bit.edu.nstu.ru.

В ИДО ведётся активная работа с преподавателями, работающими в ЭО, с авторами ЭУМ. В 2008–2009 гг. ИДО разработал и реализовал программы повышения квалификации:

  • «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)»;
  • «Организационные модели ЭО»;
  • «Управление образовательными проектами»;
  • «Управление ЭО»;
  • «ЭО в деятельности преподавателя вуза»;
  • «ЭО в деятельности преподавателя химии»;
  • «Работа в электронной образовательной среде НГТУ».

В Центре лингвометодических информационных ресурсов ИДО проводится повышение квалификации преподавателей иностранных языков и русского языка как иностранного.

В рамках Инновационной образовательной программы проведено повышение квалификации разработчиков и преподавателей в области подготовки тестов и ЭУМК; кроме того, разработаны рекомендации для преподавателей информатики, нормативно-методические документы для оценки уровня компетентности преподавателя в сфере применения ИКТ в образовательном процессе.

Работе в ЭСО в НГТУ способствуют такие факторы, как технический профиль университета, высокая мотивация молодых преподавателей к работе в электронных средах, развитая система повышения квалификации. Основная слабая сторона – недостаточное стимулирование преподавателей к работе в электронных средах со стороны университета.

Сейчас возможно изменение ситуации в плане заинтересованности преподавателей в повышении своей квалификации в сфере ЭО, поскольку нагрузка по кафедре может сокращаться, а для работы в комбинированной форме обучения требуется соответствующая квалификация, и преподаватели, не обладающие ей, не могут претендовать на эту нагрузку.

5. Нормативные материалы, оценка и сертификация качества ЭО

В настоящее время подготовлена серия нормативных материалов для реализации ЭО:

  • Положение о трудозатратах, комплект документов по организации дистанционной сессии, Положение об экспертизе ЭУМК (ИОП) и др.;
  • Порядок дистанционного приёма документов для поступления в вуз;
  • Положение об электронном издании НГТУ;
  • Положение об уровне компетентности преподавателя в области применения ИКТ в образовательном процессе.

Этого явно недостаточно, но в университете уже есть осознание того, что нормативной базой нужно серьёзно заниматься.

Педагогические технологии ЭО (6) и организационное обеспечение ЭО (7) требуют отдельного рассмотрения за рамками настоящего доклада.

Дальнейшее развитие электронного обучения в НГТУ

Возможные направления дальнейшего развития ЭО:

  1. Развитие нормативной базы, порядка взаимодействия администрации, преподавателей и студентов в системе ЭО.
  2. Разработка и внедрение механизмов повышения мотивации факультетов, кафедр и преподавателей к внедрению ЭО.
  3. Разработка базовых ЭУМК по дисциплинам блоков ЕСН, ГСЭ и ОПД.
  4. Развитие системы экспертизы качества ЭО (ЭУМК, организации и проведения занятий; анализ причин отсева и др.).
  5. Развитие и регламентация функционирования основных составляющих ЭО (аппаратное и программное обеспечение в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, разработка программных систем, использование современных педагогических технологий и т. д.).
  6. Признание приоритетности научных исследований в области ЭО.
  7. В системе дополнительного образования:
    • подготовка государственных служащих (многие вузы уже работают в этом направлении; например, Омский государственный университет успешно обучает муниципальных служащих всей области, которые с удовольствием идут на дистанционные формы обучения, т. к. это позволяет не отрываться от работы, от дома и семьи);
    • дистанционные учебные курсы в ИДПО, центрах коллективного пользования, научно-образовательных центрах;
    • обучение русскому языку как иностранному;
    • реализация программ корпоративного обучения. К примеру, богатый опыт в этой сфере есть в СибГУТИ, который осуществляет обучение в дистанционной форме в отрасли связи. В аналогичном режиме могли бы работать и факультеты НГТУ. Для осуществления такого обучения в дистанционном или комбинированном варианте с электронной поддержкой созданы необходимые технологические и методические возможности.
  8. Организация дистанционных форм поствузовского образования – аспирантуры, магистратуры, в том числе корпоративной магистратуры.

Для обеспечения дальнейшего развития электронного обучения в НГТУ необходимо определить стратегию и тактику университета в этой сфере, разработать соответствующую концепцию (техническое задание), в которой должны быть предусмотрены:

  • цели, первоочередные задачи (поддерживаемые и развиваемые университетом модели ЭО);
  • инфраструктура ЭО (подразделения, обеспечение их деятельности в области ЭО и распределение ответственности);
  • меры по улучшению координации работы подразделений;
  • принципы проектного управления при реализации новых форм ЭО.

От политики университета в сфере электронного обучения во многом зависит успешность инновационного развития НГТУ.