Содержание лекционного комплекта преподавателя химии

Требования современного рынка образовательных услуг заставляют преподавателя искать и максимально использовать в своей преподавательской деятельности возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) [1].

Так использование мультимедийных технологий в лекционной практике позволяет существенно расширить демонстрационные возможности в преподавании предмета [2]. Лекционный материал подается в виде Power Point презентации, которая также позволяет дозировать подаваемую на экран информацию, благодаря использованию различных режимов анимации. Иллюстративный материал, используемый на лекции, включает в себя схемы, фотографии, видеоролики, что также способствует большей наглядности, образности, а значит эффективности усвоения материала.

Использование Интернет-ресурсов и электронных учебников, богато иллюстрированных Flash- и VRML-моделями [З], на лекции позволяет взглянуть на процессы, протекающие на атомарном уровне, что должно способствовать восприятию и пониманию сути этих процессов.

Видеозаписи химических экспериментов используются на лекции в том случае, когда по каким-то причинам нет возможности выполнить их в лабораторном практикуме (высокотоксичные вещества, драгоценные металлы и пр.).

Виртуальные лаборатории также позволяют демонстрировать эксперименты, которые невозможно осуществить в условиях лабораторий ВУЗа. Они содержат полезную информацию о химической посуде, сути эксперимента, используемых приборах и цепочку необходимых действий для получения желаемого результата. После каждой лабораторной работы есть контрольный тест, который позволяет проверить знания по данной теме. Интересен раздел построения моделей молекул, который не освоишь без определенных теоретических знаний.

Использование дигитайзера (планшета) при чтении лекций в мультимедийных аудиториях предоставляет дополнительные средства наглядности и акцентуации наиболее важной информации. Помимо этого, планшет существенно уменьшает время на подготовку презентации, так как он снимает необходимость набора формул и химических уравнений с использованием специальных программ (ChemOffice и пр.). Планшет обеспечивает преподавателю возможность вносить в содержание оперативные изменения непосредственно на лекции, что делает процесс обучения достаточно гибким. При подготовке лекции-презентации не все моменты получается учесть заранее, а с помощью планшета можно добавлять информацию на экран без выхода из режима просмотра слайдов. Планшет также позволяет наглядно продемонстрировать многие процессы, например, создание развернутой формулы органической молекулы, формирование молекулы из фрагментов и т.д. Особенно удобен планшет при рассмотрении механизмов химических реакций. Наконец, планшет дает возможность управлять просмотром слайдов с помощью беспроводной ручки, которая также выполняет функцию «мыши» во время демонстрации слайдов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Меняйлов В. В., Игнатов И. Г, Лунин В. В. Виртуальная обучающая среда для изучения и преподавания химии : тр. конф. «Телематика’2005», сентябрь 2005 г. — СПб., 2005. — С. 274.
  2. Андрюшкова О. В., Вострикова Т. И. Разработка мультимедийного курса лекций по химии : материалы конф. ЕОИС-2004. – Омск : ОмГУ, 2004. — С. 158.
  3. Дерябина Г. И., Соловов А. В. Органическая химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
01.01.2005 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 61-62. – Библиогр. : с. 62.