Реализация концепции непрерывного обучения в электронной среде DiSpace

Lifelong Learning – это современная концепция непрерывного обучения, которая подразумевает непрестанный, добровольный поиск новых знаний. Многие развитые страны поддерживают эту концепцию в масштабах страны, что благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, и тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений. Обычно выделяют три возрастные группы обучающихся [1]. В Новосибирском государственном техническом университете ведется работа со всеми группами:

·Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Для НГТУ – это прежде всего люди, получающие высшее профессиональное образование (ВПО), а также школьники на всевозможных курсах довузовской дистанционной и очной подготовки, олимпиады и школы развития.

·Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. В НГТУ они могут получать второе высшее образование, получать дополнительное профессиональное образование (ДПО), заниматься научной работой.

·Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Такую возможность мы предоставляем на Народном факультете университета.

Электронное обучение (ЭО, e-learning) – является неотъемлемым элементом современной концепции Lifelong Learning. Во-первых, с точки зрения соответствия ЭО философии концепции Lifelong Learning, которая, в отличие от традиционного, формального обучения, большое значение придает таким видам обучения, как самостоятельное и неформальное. В это же время ЭО и реализуемое на их основе дистанционное обучение предполагает большую степень мотивации обучаемых, предлагает гибкий график самостоятельного обучения.

Во-вторых, современная концепция обучения в настоящее время немыслима без использования новейшей технологической платформы обучения, основанной на использовании технологий ЭО.

В Институте дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) более 10 лет ведутся исследования в области электронного и дистанционного обучения (ЭО) [2].

Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace (система сопровождения учебного процесса DiClass, система создания и управления учебными курсами DiDesk, система тестирования DiTest). Они предназначены для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса. DiSpace – это электронная среда обучения университета, которая доступна всем участникам учебного процесса.

Однако существующая система нацелена, прежде всего, на поддержку учебного процесса уровня ВПО: возникали сложности по настройке систем для других целевых групп (курсы довузовской подготовки, ДПО).

Решение данной проблемы – это разработка программной платформы образовательной среды на базе архитектуры рабочих пространств (рисунок). Рабочие пространства – это конфигурация программной системы, обладающая своими пользователями и настраиваемыми характеристиками. Система может поддерживать неограниченное количество рабочих пространств. Все пользователи в рамках своего рабочего пространства наделены определенными ролями. Наименования и набор ролей, а также привилегии, которые дает роль, могут быть заданы в каждом рабочем пространстве по-разному. Таким образом, один и тот же пользователь может иметь роль с названием «преподаватель» в разных рабочих пространствах, но возможности будут различаться. Рабочие пространства, роли и их полномочия, устанавливаются администраторами системы (первый уровень) один раз при создании пространства и однозначно определяют права всех подключенных пользователей системы. Администраторы рабочих пространств (второй уровень) могут провести детальную донастройку своего пространства.

Ядро системы обеспечивает: взаимодействие с базой данных системы, авторизацию пользователей, создание и настройку рабочих пространств, разграничение прав доступа, подключение и взаимосвязь других модулей и др. Все ранее созданные программные продукты DiClass, DiDesk и DiTest были модифицированы в качестве модулей, которые можно подключить к каждому рабочему пространству на уровне Ядра. Управление пользователями данного рабочего пространства так же является одним из модулей, подключенных к Ядру. Архитектура системы позволяет легко изменять набор модулей (рисунок).

Рабочие пространства помогают естественным образом разграничить доступ к информации системы. Например, пользователь, относящийся к заочному обучению, автоматически будет иметь доступ к студентам (если это преподаватель) или курсам, отнесенным только к заочному обучению.

 

Рисунок. Архитектура «рабочих пространств»

 Организационные особенности процесса обучения, например деление периода обучения на семестры (в случае очного обучения в университете), на четверти (довузовская подготовка в школе), либо дни (различного рода подготовительные и обучающие курсы), требуют возможности гибкой настройки электронной среды обучения под различные целевые группы. В зависимости от указанных администратором целевых групп обучения для каждого рабочего пространства, меняется не только терминология временных единиц этапов обучения (к примеру, не «семестр», а «четверть» или «день»), но и смена семестра обучения, либо четверти в учебном году.

В качестве информационного обеспечения используется СУБД MySQL, как достаточно быстрый многопоточный, многопользовательский надежный SQL-сервер баз данных (SQL – язык структурированных запросов). Программное обеспечение MySQL имеет двойное лицензирование, в том числе MySQL может быть использовано бесплатно по общедоступной лицензии GNU General Public License (GPL). В реляционной базе данных данные хранятся в отдельных таблицах, благодаря чему достигается высокая скорость и гибкость. Таблицы связываются между собой при помощи отношений, благодаря чему обеспечивается возможность объединять при выполнении запроса данные из нескольких таблиц.

Взаимодействие PHP и SQL реализовано с помощью доктрины ORM – Object Relational Mapper.

Программное обеспечение модулей разрабатывается на языке программирования PHP. PHP – препроцессор гипертекста – крайне популярный сценарный язык общего назначения. Важной чертой PHP является его совместимость с огромным количеством других систем и продуктов. Главным является поддержка собственных интерфейсов разнообразных серверов баз данных.

Архитектура разрабатываемой системы базируется на использовании модели MVC «Модель-представление-контроллер», в которой модель данных приложения, пользовательский интерфейс и управляющая логика разделены на три отдельных компонента так, что модификация одного из компонентов оказывает минимальное воздействие на остальные.

Новая система обеспечит качественно новый уровень сопровождения процесса электронного обучения в системе непрерывного образования. Концепция рабочих пространств позволяет выйти на рынок услуг аутсорсинга, который становится все более привлекательным для вузов. Это особенно актуально для учебных заведений, которые только сейчас делают первые шаги в развитии инфраструктуры электронного обучения и не имеют достаточно квалифицированного персонала для поддержки и развития программной платформы собственными силами. Им будет предложено размещение курсов на сервере ИДО и проведение обучения в электронной среде обучения в рамках своего рабочего пространства. Аутсорсинг позволяет снизить затраты на первоначальное внедрение систем e-learning, а также ее поддержку и развитие [2].

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Lifelong Learning – обучение на протяжении всей жизни [Электронный ресурс]: Smart education 2.0. – Режим доступа: http://www.smart-edu.com/obschie-tendentsii/lifelong-learning.html.

2. Юн С. Г. Программные платформы электронного обучения / С. Г. Юн // Электронное обучение в традиционном университете : сб. ст. / Отв. ред. : Г. Б. Паршукова, О. В. Казанская. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 86-96.