Разработка программно-технического комплекса дистанционного обучения пожарной безопасности для специалистов образовательных и научных учреждений

Высокий риск пожаров в образовательных учреждениях требует существенного изменения отношения должностных лиц к обеспечению пожарной безопасности и повышению степени их ответственности. Значительная часть образовательных (научных) учреждений не имеет в своих штатах специалистов с образованием и опытом в области пожарной безопасности. В связи с этим руководителю приходится распределять ответственность за решение проблем пожарной безопасности между должностными лицами, отвечающими за организацию образовательного процесса. Учитывая, что уровень пожарной безопасности в образовательном учреждении зависит от знания работниками мер предупреждения пожаров и их готовности к действиям при пожаре, необходимо, прежде всего, обеспечить их качественное обучение.

Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда приводят к необходимости использовать новые, более эффективные современные технологии обучения. Основной задачей при электронном обучении (ЭО) является возможность обеспечения обучающемуся получить необходимые знания, навыки и умения с помощью различных педагогических технологий, одновременно с повышением качества обучения и его доступности.

Электронное обучение (E-learning, ЭО) – форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России. Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Электронное обучение – передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся [1, 2]. Рынок образовательных услуг предлагает современному обучающемуся разнообразие методов, технологий и форм обучения, одной из которых является дистанционное обучение (ДО), в котором используются элементы электронного обучения.

Целый ряд преимуществ ДО обусловило внедрение его в различных организационных формах и в различных отраслевых направлениях не только в научной и образовательной среде, но и со стороны бизнеса, а также среди политиков и государственного менеджмента, декларирующих общедоступность образования и устранение «цифрового неравенства».

В современном представлении о дистанционном обучении принципиальное значение в первую очередь уделяется уже не технологиям, а особенностям учебного процесса, (не средствам, а цели), а именно:

  • процесс обучения возможен и без непосредственного контакта с преподавателем:
  • обучающиеся получают знания самостоятельно в удобное для них время, в удобном месте и в удобном темпе.

При запуске проекта по дистанционному обучению необходимо выбрать адекватную модель, отвечающую современным технологиям и методикам электронного обучения. Модель должна в полной мере учитывать особенности целевых групп и форм управления дистанционным обучением. Обычно формулируют три базовые модели дистанционного образования. Они отражают два крайних случая и середину на континууме от жесткого управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся [3].

Успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения. Возможны следующие варианты реализации программной системы электронного обучения: использовать готовые или разрабатывать собственные программные решения.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) в институте дистанционного обучения (ИДО) более 10 лет ведутся работы по разработке систем ЭО. В университете успешно используется семейство продуктов, получивших название DiSpace. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса [4].

Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой).

Для оперативного набора слушателей на курсы повышения квалификации создан и функционирует веб-сайт учебного центра ДО «Пожарная безопасность» с предоставлением различных функциональных возможностей для обучающегося и преподавателя (адрес сайта http://pb.edu.nstu.ru).

В процессе работы выявлено, что наиболее приемлемой структурой образовательной сети является структура на основе ресурсного Центра дистанционного обучения.

С точки зрения технологии обучения, в ресурсном центре обеспечивается доступ и обслуживание программных систем электронной среды обучения, являющихся платформой для процесса организации, мониторинга процесса обучения, а также размещения образовательных ресурсов по курсу «Пожарная безопасность». В состав ресурсных центров, функционирующих на базе крупных университетов, как правило, дополнительно включаются специализированные лаборатории, оснащенные мультимедийным оборудованием для разработки электронных образовательных ресурсов.

Субъектами образовательного процесса в Центре дистанционного обучения «Пожарная безопасность» являются: обучающимися по программе 1 – должностные лица, отвечающие за пожарную безопасность научных (образовательных) учреждений. Основной вид обучения руководителей и работников организаций мерам пожарной безопасности – пожарно-технический минимум (ПТМ). Цель обучения: доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действия в случае возникновения пожара.

Основным документом по организации проведения обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности является Положение «О порядке обучения и проверки знаний по пожарной безопасности работников и служащих», разработанное в целях реализации требований РФ «О пожарной безопасности», согласно которому обучение должны проходить все руководители (собственники) предприятия, главные специалисты, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, а также выполняющие работу с повышенной пожарной опасностью, до начала самостоятельного выполнения работ [5, 6].

Целевая группа обучающихся по программе 2 – специалисты и преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Целью данного обучения является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоение специальных правил пожарной безопасности с применением новых педагогических технологий.

Учитывая занятость и интенсивность профессиональной деятельности на современном этапе, обучение с помощью Центра ДО «Пожарная безопасность» даст возможность пройти ПТМ без отрыва от производства (непосредственно на предприятиях) руководителям подразделений; лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; инженерно-техническому персоналу пожароопасных предприятий, подразделений; рабочим, осуществляющим пожароопасные работы, а также возможность повысить квалификацию преподавателям дисциплины БЖД.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев А.А. Современные: телекоммуникационные системы в образовании / Андреев А. А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. / Педагогическая информатика. – 1995. – № 1. – С. 55-63.

2. Интеграция профессионального и общего образования па основе e-Learning / О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высш. образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-98.

3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999. – 121 с.

4. Ильин М.Э. Развитие системы удаленного тестирования DiTest.V2 / М.Э. Ильин, С.Г. Юн // Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2010. – С. 31-33.

5. ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда.

6. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

01.01.2011 Совершенствование системы управления, предотвращения и демпфирования последствий чрезвычайных ситуаций регионов и проблемы безопасности жизнедеятельности населения : Сиббезопасность-СпасСиб-2011 : междунар. выставка и науч. конгр. : материалы науч. конгр., 20–22 сент. 2011 г., [Новосибирск]. – Новосибирск : СГГА, 2011. – С. 89-92.