Развитие технологий дистанционного обучения на базе регионального центра ресурсов открытого и дистанционного образования

Тенденция развития образовательного процесса в развитых странах такова, что технологии дистанционного обучения оказываются все более востребованными как при очной, так и при заочной формах образования. В Новосибирской области эта потребность обуславливается не только географическими и демографическими особенностями (большие расстояния, более половины населения проживает в крупном полисе — Новосибирске), но и такими социально-экономическими факторами, как, например, сосредоточение в области, преимущественно в городе, наукоемких и высокотехнологичных отраслей, требующих высококвалифицированного персонала.

Имеющиеся в регионе образовательные ресурсы в принципе достаточны для удовлетворения потребностей в получении как высшего, так и среднего профессионального образования. Развитие же дистанционного обучения сдерживается недостатком подготовленных для этой работы преподавательских кадров и неразвитостью информационно-образовательной среды, как отдельных учебных заведений, так и региона в целом. При этом под информационно-образовательной средой мы понимаем программно-методическое обеспечение в комплексе с компьютерными и телекоммуникационными средствами, обеспечивающее эффективный (как правило, сетевой) доступ к ресурсам учебного заведения (региона в целом). Как видно из этого определения, создание полноценной информационно-образовательной среды учебного заведения предполагает не только наличие соответствующего оборудования, но и разработку технологий дистанционного обучения и их программно-методическое сопровождение.

В настоящее время в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) в соответствии с решением регионального Координационного Совета DELPHI/TACIS создается подразделение регионального Центра ресурсов открытого и дистанционного образования (ОДО). В рамках Центра на базе НГТУ осуществляется подготовка преподавателей для работы в системе ОДО, а также разрабатываются и внедряются в учебный процесс такие технологии, как:

  • использование мультимедийных средств обучения, в том числе видеолекций;
  • организация распределенных консультаций (специализированный chat);
  • тестирование по сети Интернет;
  • «электронный журнал», «электронный деканат», электронная кафедра»;
  • видеоконференции и другое.

В докладе будут представлены как результаты разработок, так и опыт внедрения перечисленных технологий.

01.01.2001 Новые информационные технологии в университетском образовании : тез. докл. 8 междунар. науч.-метод. конф., 6-8 июня 2001 г., г. Новосибирск / Сиб. гос. ун-т путей сообщ., Ин-т дискрет. математики и информатики, Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2001. - С. 241.