Развитие системы дистанционного образования в НГТУ

Необходимость развития дистанционного образования и различных форм его поддержки в НГТУ обусловлено целым рядом факторов.

В последние годы резко выросло число желающих в получении образования, повышении квалификации и профессиональной переподготовке без отрыва от работы, причем работодатели поощряют и часто готовы оплачивать такую форму образования. Мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда студенты старших курсов, вынужденные и способные работать на высокооплачиваемых должностях, не только хотят продолжать учебу в дистанционном варианте, но и готовы оплачивать дистанционное обучение по второму высшему образованию.

Необходимо развивать и поддерживать учебный процесс с соответствующим уровнем качества в филиалах и представительствах НГТУ, расположенных за пределами Новосибирска. Учитывая территориальное расположение Новосибирска, сложившийся потенциал университета, можно предполагать, что спрос на дистанционные образовательные услуги НГТУ в дальнейшем будет возрастать.

НГТУ все в большей степени становится центром дополнительного профессионального образования. Как правило, такое образование стремятся получать с наименьшим отрывом от работы, и именно дистанционная форма обучения здесь зачастую наиболее пригодна.

Высокий уровень подготовки студентов университета предопределяет также их направленность на построение собственных траекторий обучения, одновременное обучение на нескольких специальностях, предпочтение форм обучения, ориентированных на формирование творческого потенциала студента.

НГТУ заинтересован в развитии плодотворных связей с университетами региона, страны и мира, и одна из наиболее эффективных форм сотрудничества между университетами — обмен образовательными дистанционными услугами.

Традиционная заочная форма обучения не позволяет обеспечить высокое качество образования при возросшем числе желающих такое образование получить. В этом году конкурс на заочном отделении в НГТУ составил 6,75 человека на место (на очные специальности менее 4 человек).

С целью более полной реализации дистанционного образования в НГТУ осуществляется деятельность, направленная на создание инфраструктуры ДО в НГТУ. Создание такой структуры позволяет расширять сегмент, занимаемый НГТУ на рынке образовательных услуг, не увеличивая при этом затраты на основные фонды.

Был предпринят ряд организационных мер.

Общее руководство по развитию и координации работ по созданию дистанционного образования осуществляет Координационный Совет НГТУ по дистанционному образованию. Возглавляет Совет проректор по учебной работе.

Создан институт дистанционного образования, который осуществляет практическую деятельность по внедрению различных форм дистанционного образования в учебный процесс. В институт входит деканат заочного обучения, отдел филиалов и представительств, учебно-методический отдел, лаборатория мультимедийных средств обучения, целью которой является внедрение новых технологий дистанционного образования.

Сформирована система экспертизы в области ДО (назначены эксперты, организуется их учеба, эксперты активно привлекаются к работе при проведении конкурсов, экспертизы готовых разработок и т.д.).

Реальная организация дистанционного образования в вузе требует участия широкого круга разработчиков и эту деятельность очень сложно централизовать, но необходимо координировать с целью привлечения действующих преподавателей к этой деятельности. Проводятся конкурсы разработчиков электронных пособий с широким обсуждением результатов. В год администрацией университета финансируется около 20 проектов по созданию электронных учебных пособий. Для стимулирования деятельности учебных подразделений университета по развитию и обеспечению сети дистанционного образования в НГТУ проводится конкурс учебных сайтов.

На базе научной библиотеки НГТУ создается медиатека НГТУ. Разрабатывается программное обеспечение для оперативного доступа по сети Internet к разнообразным библиографическим базам данных.

Дистанционное образование неотделимо от комплекса телекоммуникационных и информационных образовательных технологий, с соответствующим техническим, программным и методическим обеспечением. Развитие компьютерной сети осуществляется Центром информационных технологий. В настоящее время к сети подключено около 1000 компьютеров, ведутся работы по соединению всех 7 корпусов оптоволоконным кабелем.

Таким образом, на настоящий момент в НГТУ создана организационная структура, поддерживающая процесс организации работ в области дистанционного образования. Реализованы отдельные элементы образовательного процесса в этой системе. Дальнейшая работа предполагает создание обучающих курсов и соответствующих учебно-методических комплексов, позволяющих проводить комплексное дистанционное обучение по специальностям, предусмотренным учебными планами НГТУ.

01.01.2001 Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре и образовании : НИТРИО-2001 : материалы 4 междунар. науч.-метод. конф., 24-29 сент. 2001 г. - Астрахань, 2001. - С. 239-240.