Программные ресурсы для разработки электронных учебных материалов по иностранным языкам

Преподавателям иностранных языков очень часто приходится адаптировать уже имеющиеся учебные пособия к конкретным условиям обучения и образовательным потребностям учащихся, а также разрабатывать собственные учебные материалы. Современные компьютерные технологии позволяют не только выполнять подобную работу более эффективно, но и создавать учебные и методические материалы различной степени сложности — от поурочных планов и упражнений до проблемных и проектных заданий, веб-страниц и дистанционных курсов самостоятельно, не прибегая к помощи программистов.

Учебно-методические материалы создаются с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения, которые представлены не только коммерческими продуктами, но и большим количеством условно-бесплатных и бесплатных программ. Технологические и методические возможности программных средств, легкость их освоения и удобство использования, как правило, не зависят от того, являются они платными или бесплатными. Использование бесплатных ресурсов тем не менее предоставляет преподавателю большую свободу в выборе средств, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, конкретным условиям и задачам обучения и индивидуальным предпочтениям преподавателя. Гарантией качества созданных преподавателем компьютерных учебных материалов и успешности их использования в обучении языку будет служить квалификация преподавателя — его общая методическая подготовка и компетенция в области компьютерной лингводидактики.

Для подготовки компьютерных материалов по иностранным языкам используются три группы ресурсов: 1) программы общего назначения (прикладные программы, средства электронной коммуникации); 2) образовательные программные средства — универсальные и специализированные, предназначенные для создания учебных материалов по иностранному языку.

Предварительная работа преподавателя при создании учебно-методических ресурсов с помощью компьютерных технологий заключается в отборе нужного языкового материала, подготовке заданий и упражнений и, при необходимости, — ссылок на ресурсы Интернета. Для работы с программами, позволяющими использовать звук, графику и видео, требуется заранее подготовить соответствующие файлы. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с примерами заданий, созданных с использованием конкретных ресурсов, и с сопровождающей документацией или справочной информацией.

Подготовленные с помощью компьютерных технологий учебно-методические материалы предназначаются для использования в электронном (автономном или сетевом) и / или печатном вариантах. Они могут быть представлены:

  • готовыми учебными заданиями;
  • шаблонами, на основе которых создаются учебные и методические материалы.

Примерами подобных учебных материалов могут служить планы уроков, анкеты, раздаточные материалы, традиционные упражнения — тесты, викторины, кроссворды и т.п., а также разнообразные задания на основе ресурсов Интернета — тематические списки ссылок, веб-квесты, ролевые игры, проекты и др. Учебно-методические материалы и шаблоны могут размещаться на личных веб-страницах преподавателей, на сайтах образовательных лабораторий, языковых центров, учебных заведений, на образовательных порталах и в специализированных образовательных базах данных. Доступ к таким ресурсам может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе.

Примеры, приведенные в данной статье, представляют собой англоязычные, многоязычные и русскоязычные ресурсы; наиболее показательные задания на английском языке переведены на русский язык и размещены на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования НГТУ.

1. Использование программ общего назначения

Программы общего назначения, в частности прикладные офисные программы, являются самым доступным ресурсом для использования в образовательных целях, поскольку они установлены на каждом компьютере в локализованных версиях, адаптированных для большого числа языков. В структуру подобных программ могут включаться шаблоны для подготовки определенных типов документов — деловых писем, резюме, отчетов, брошюр и т.п. Такие шаблоны содержат не только различные способы их оформления, но и в ряде случаев предлагают примерное содержание документов. Кроме того, на основе любого документа пользователи могут создавать собственные шаблоны. К наиболее распространенным программам, используемым в образовательных, целях, относятся текстовые редакторы, программы подготовки презентаций, издательские системы, редакторы веб-страниц, средства электронной коммуникации — электронная почта, чат, интерактивные анкеты, форумы, электронные дневники и т.п.

Примеры учебных заданий и материалов для преподавателей приведены в табл. 1.

Таблица 1. Примеры учебных заданий и материалов для преподавателей, созданных на основе программ общего назначения

Учебные материалы Формат
1 План урока с использованием компьютерных технологий. http://www.vickiblackwell.com/photohouse/House%20of….doc Документ MS Word
2 Тематический список ссылок («Hotlist»). http://webtech.kennesaw.edu/icheek3/fairytales.htmДополнительные примеры: http://webtech.kennesaw.edu/jcheek3/curriculum.htmhttp://www.speakeasy.org/~dbrick/Hot/foreign.html Документ html
3 Сценарий-план ролевой игры с использованием ресурсов Интернета («Scenario»). http://users.adelphia.net/~jberger5/kimscenario.htmlПеревод (документ MS Word)Дополнительные примеры: http://users.adelphia.net/~jberger5/Activitiesindex.htmlhttp://users.adelphia.net/~jberger5/moreless.htmlhttp://www.lclark.edu/~krauss/usia/sum2004russia/scenariossum2004.htmlhttp://www.lclark.edu/~krauss/usia/spring2004russia/scenarios_spring_2004.htmhttp://www.lclark.edu/~krauss/usia/fall2003russia/scenarios.html Документ html
4 Задание «Поиск сокровищ» («Treasure Hunt»/«Scavenger Hunt») — поиск фактической информации в Интернете.Пример 1.http://www.trumbull.kl2.oh.us/teachers/resources/InternetHunt/plagiarism.htmПеревод (документ MS Word)Пример 2.http://www.swlauriersb.qc.ca/english/edservices/pedresources/webquest/poetry/poetryhunt.htmДополнительные примеры:http://itesli.org/th/l/ck-music.htmlhttp://members.tripod.com/~dido49/tasks/works.htmlhttp://www.techtrekers.com/scav.htmhttp://homepage.mac.com/cohora/ext/internethunts.html Документ html
5 Проектные задания «Капсула культуры» («Culture Capsule»/«Culture in a box») и «Капсула времени» («Time Capsule»).Пример 1. «Culture Capsule»http://www.aberdeen-education.org.uk/curriculum/projects/viking/inset/capsule.htmПеревод (документ MS Word)Пример 2. «Culture Capsule» http://people.bu.edu/pcouch/CultureCapsule/Index/Пример 3. «Time Culture Capsule»http://www.edteck.com/rigor/lessons/timecap.htmПример 4. «Culture in a box»http://home.schule.at/teacher/website/vbs_myEurope_spring_culture.htmПример оформления результатов проекта — Greek Culture Capsulehttp://www.netschoolbook.gr/cultureinabox-eng.htmlhttp://www.netschoolbook.gr/culturecapsuleGR.zip

Документы html

Веб-сайт

Презентация PowerPoint

6 Веб-квест — проблемное задание с использованием ресурсов Интернета.Пример 1.http://www.spa3.kl2.sc.us/WebQuests/Impressionism/index.htmПеревод (документ MS Word)Пример 2.http://www.call-esl.com/samplewebquests/lesson-template2.htmПример 3.http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/web/toweroflondon/Tower-index.htmlПример 4.http://www.esc2.net/TIELevel2/projects/rome/default.htmДополнительные примеры:http://webquest.org/ (Раздел «Webquests»)http://users.adelphia.net/~jberger5/wq.html http://www.spa3.kl2.sc.us/WebQuests.htmlhttp://www2.asd.wednet.edu/Pioneer/index.htmhttp://www.call-esl.com/samplewebquests/webquestcontents_htm.htm Документы html
7 Бланки методической оценки веб-квестов.Пример 1http://bestwebquests.com/bwq/matrix.aspПример 2.http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html Документы html
8 Бланк общей оценки веб-страниц.http://www.ncsu.edu/midlink/www.eval.htmlБланк оценки содержания веб-публикаций.http://www.lclark.edu/~krauss/usia/webevalchecklist.dochttp://www.lclark.edu/~krauss/usia/webevalchklst/webevalchklst.htmlПеревод (документ MS Word)Дополнительные примеры:Бланки оценки содержания различных типов веб-страниц (личная страница, коммерческий сайт, сайт новостей и др.)http://www2.widener.edu/Wolfgram-Memorial-Library/webevaluation/webeval.htm Документ html

Документ MS Word

Документы html

9 Компьютерная презентация, иллюстрирующая устное выступление.Пример 1: Демонстрация Power PointПрезентация Power Point с заметкамиДополнительные примеры:http://www.itlt.edu.nstu.ru/masterclass_projects.php Демонстрация / Презентация MS Power Point
10 Запись устных комментариев к компьютерной презентации — любая логически выстроенная презентация или произвольный набор слайдов с интересными фотографиями и рисунками для записи импровизированных комментариев.*Техническая реализация — см. Справочная информация MS Power Point («Запись речевого сопровождения», «Запись звука»). Презентация MS Power Point
11 Раздаточные материалы на основе презентации MS Power Point: без заметок и с заметками*Техническая реализация: Справочная информация MS Power Point (Раздаточные материалы. Отправка слайдов, заметок, раздаточных материалов или структуры в Microsoft Word). Документ MS WordРаздаточные материалы MS Power Point
12 Раздаточные материалы с пустыми строками для конспектирования лекции или ведения заметок во время выступления.*Техническая реализация: Справочная информация MS Power Point (Раздаточные материалы. Отправка слайдов, заметок, раздаточных материалов или структуры в Microsoft Word). Документ MS Word
13 Бланк оценки устного выступления с использованием презентации Power Point.Перевод оригинального документа (документ MS Word)Модифицированная версия:http://www.germantownacademy.org/acadernics/us/ModLang/french/fren12H/rubric.htmПримеры бланков оценки других заданий: http://www.bcpl.net/~sullivan/modules/tips/rabrics_sec Документ html
14 Упражнения на основе презентаций MS Power Point.Демонстрация Power PointПрезентация Power Point с комментариями для преподавателяДополнительные примеры: http://www.itlt.edu.nstu.ru/masterclass_projects_links_presentations.php Демонстрации MS Power Point
15 Игровые задания на основе презентаций MS Power Point:«Как стать миллионером?» (Who wants to be a millionaire?);«Своя игра» (Jeopardy),«Голливудские крестики-нолики» (Hollywood Squares);«Пирамида» (Pyramid);«Скрытое изображение» (UnderCover);«Скрытые слова». http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/power_point games.htmДополнительные примеры заданий «Скрытое изображение».Пример 1. Демонстрация Power Point.Пример 2. Демонстрация Power Point. Презентация (Демонстрация) MS Power PointДемонстрация Power Point
16 Инструкции к игровым заданиям:«Как стать миллионером?»«Своя игра»;«Голливудские крестики-нолики»;«Пирамида»;«Скрытое изображение». http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/power_point_games.htmИнструкция к заданию «Скрытое изображение».http://rcs.rcps.k12.va.us/creativeways/undercover.htm Документ html
17 План урока на основе материалов веб-журнала/дневника («weblog/blog») http://huminf.uib.no/~jill/archives/blogs_and_teaching/blog_review_assignment.html Документ html

Примеры шаблонов для создания учебных заданий и материалов для преподавателей приведены в табл. 2.

Таблица 2. Примеры шаблонов для создания учебных заданий и материалов для преподавателей, подготовленных в программах общего назначения

Учебные материалы Формат
1 Деловое письмо, резюме, отчет, веб-страница, другие документы Стандартные шаблоны MS Word
2 Сертификат (диплом), объявление Стандартные шаблоны MS Power Point
3 Презентации на различные темы («Учебный курс», «Бизнес-план», «Обзор продукции и услуг» и др.) Стандартные шаблоны MS Power Point
4 Брошюры, буклеты, открытки, визитные карточки, веб-страницы, объявления, резюме и другие документы Стандартные шаблоны MS Publisher
5 Учебные задания, сертификаты, иллюстративные материалы и др. http://vickiblackwell.com/ppttemplates.html http://www.teachertools.org/index.btml Шаблоны MS Power Point
6 План урока с использованием компьютерных средств обучения (подготовлен на основе материалов ресурсных пособий — см. список литературы 10, 11, 13, 14) документ MS Word Документ MS Word
7 Тематический список ссылок на ресурсы Интернета http://cte.jhu.edu/techacademy/web/2000/mitchel1/PROJECT/templat.html Перевод (документ MS Word) Документ html
8 Сценарий-план ролевой игры с использованием ресурсов Интернета («Scenario»)http://users.adelphia.net/~jberger5/Activitiesindex.htmlПеревод (документ MS Word) — подготовлен на основе учебных материалов Д. Бергер — сценариев и комментариев к ним Документ html
9 Презентация для проекта «Капсула культуры». http://www.nctschoolbook.gr/cultureinabox-eng.html (Create vour own culture capsule) http://www.netschooibook.gr/culture-capsule.pptПеревод (презентация MS Power Point) Презентация MS Power Point
10 «Поиск сокровищ» («Treasure Hunt»/»Scavenger Hunt»).http://www.qesn.meq.gouv.qc.ca/cc/inclass/scavte.m2.htmПеревод (документ MS Word)Дополнительные шаблоны:http://www.iss.k12.nc.us/schools/scavenger/workshop/Scavtemplate.htmlhttp://www.thecoo.edu/~apeter/scavenger_hunt_fo_rm.htm Документы html
11 Веб-квест.Пример 1.http://www.spa3.kl2.sc.us/ WebOuestTemplate/webquesttemp.htmПеревод (документ MS Word)Пример 2. (страница ученика)http://webquest.sdsu.edu/designpatterns/GENERIC/webquest.htmПеревод (документ MS Word)Пример 3.http://users.adelphia.net/~iberger5/wq.htmlПример 4. Шаблоны для квестов по определенной тематикеhttp://webquest.sdu.edu/designpatterns/all.htmПример 5. Шаблон для создания печатного варианта квестаhttp://teachers.teachnjlogy.com/web_tools/web_quest/ Документ html
12 Упражнение на основе презентации Power Point(викторина — вопросы с множественным выбором ответа) Презентация MS Power Point
13 Игровые задания на основе презентаций Power Point.«Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Голливудские крестики-нолики», «Скрытые слова», «Слабое звено»http://jc-schoolls.net/tutorials/PPT-games/«Своя игра», «Голливудские крестики-нолики», «Скрытое изображение»http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/power_point_garnes.htmМодификация шаблона «Скрытое изображение»Шаблон 1. Презентация Power Point с инструкциейПодготовка задания на основе шаблона1 этап Презентация Power Point с инструкцией2 этап Презентация Power Point с инструкциейЗадание на основе шаблонаДемонстрация Power PointПрезентация Power Point Шаблон 2. Презентация Power Point с заметками-инструкцией Презентация / ДемонстрацияMS Power Point
14 Бланки оценки заданий.Пример 1.http://edweb.sdsu.edu/triton/july/rubrics/Rubric_Template.htmlПеревод (документ MS Word)Пример 2.http://www.bcpl.net/~sullivan/modules/tips/rubrics_sec/asses_templet.htmlПример 3.http://www.ncsu.edu/midlink/ho.html (Rubric Templates — Generic Rubric Template)Пример 4. http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/general/ Документ html

Документ MS Ехсе

Документы html

15 Jy-kfqy fyrtns^ Survey Monkey http://www.surveymonkey.com/Zoometang http://www.zoomerang.com/ — шаблоны анкет для системы образования (*необходима регистрация) (Документ MS Word) Документ html
16 Веб-журналы (дневники, веблоги, блоги)Живой журнал (LiveJournal)http://www.livejournal.com/Живой журналhttp://lj.flip.kiev.ua/Diarylandhttp://www.diarvland.com/Tabulas http://tabulas.com/Bloglineshttp://bloglines.com/ Документы html

2. Использование образовательных программных ресурсов

Универсальные образовательные электронные ресурсы, предназначенные для обучения любой учебной дисциплине, включают средства:

  • создания учебных компьютерных материалов;
  • обеспечения коммуникации в рамках учебного процесса;
  • управления процессом обучения.

Каждый из указанных программных ресурсов может использоваться самостоятельно для компьютерной поддержки традиционных, дистанционных и комбинированных (очно-дистанционных) учебных курсов. Комплексное использование этих средств в одном программном продукте создает систему управления учебными курсами («course management system» — CMS) или электронную (виртуальную) среду обучения («virtual learning environment» — VLE).

Специализированные образовательные ресурсы предназначены для обучения конкретной учебной дисциплине. Несмотря на то, что многие компоненты компьютерной поддержки учебного процесса являются универсальными, различные дисциплины в силу своей специфики могут требовать дополнительных программных ресурсов (например, лабораторных практикумов, экспериментальных и моделирующих сред и т.п.).

Для обучения языку принципиальными являются возможности использования:

  • средств мультимедиа;
  • электронных словарей;
  • справочных материалов;
  • некоторых особых типов упражнений и вариантов выполнения стандартных заданий;
  • средств электронной коммуникации;
  • заданий и интерфейса на различных языках.

Программы-оболочки (или инструментальные программы), разработанные для образовательных целей, являются тем средством, которое позволяет ввести необходимый языковой материал в формат определенного задания, учебного курса или образовательной среды. Такие программы предоставляют возможность подготовки нескольких вариантов одного задания или нескольких типов заданий, которые можно создавать и использовать как по отдельности, так и в комплексе. Задания могут создаваться в автономном (off-line) или сетевом (on-line) режиме и выполняться автономно, в локальной или глобальной сети. Возможные варианты использования он-лайн и оф-лайн режимов при подготовке и выполнении заданий представлены в табл.3.

Таблица 3. Режимы подготовки и выполнения упражнений

Подготовка упражнений Выполнение упражнений
off-line off-line
on-line on-line
off-line off-line / on-line
off-line on-line / off-line

Формат заданий может быть либо уникальным (определяться используемой программой), либо универсальным (например, формат документа html). Очевидно, что наиболее удобным вариантом подготовки компьютерных материалов является создание заданий универсального формата в автономном режиме и предоставление обучающимся возможности работать с ними в любом режиме — автономном, в локальной или глобальной сети.

Примеры традиционных заданий и методических материалов, созданных с помощью образовательных программ-оболочек, приводятся в табл. 4.

Таблица 4. Программные ресурсы для разработки традиционных учебных заданий и методических материалов

Программа, типы заданий Создание/ Выполнение упражнений Примеры, учебные материалы
SpellMaster* http://www.spellmaster.com/4 типа интерактивных переводных лексических упражнений (английский и другие языки, кроме восточных):заполнение пропусков (Phraze Game) http://www.spellmaster.com/phrasedemo.htm 3 типа заданий на основе одного списка пар слов:
  • установление соответствий (JigWord);
  • скрытые пары (MatchWord);
  • перевод (SpeedWord);

версия 1 (без звука) http://www.spellmaster.com/версия 2 (со звуком) http://www.spellmaster.com/newindex.htm

on-line/on-line

off-line /offline, on-line

Версия 1: инструкция на русском языке http://www.itlt.nstu.ru/spellmaster.phpПримеры упражнений (русский и английский языки): подготовительный файл (текстовый документ)упражнения: JigWord MatchWord SpeedWord Комплекс заданий (1 и 2 версии программы) — французский и английский языки: http://www.spellmaster.com/french/ks2/index.html
Wordsmyth http://www.wordsmvth.net/Подготовка печатных заданий на основе он-лайн словаря и тезауруса «Wordsmyth» http://www.wordsmyth.net/live/home.php?content= foundry
  • глоссарий (Glossary Maker);
  • викторина (Vocabulary Quiz Builder);
  • автоматический поиск слов для решения кроссвордов (Crossword Puzzle Helper) и анаграмм (Anagram Solver)
on-line/on-line, off-line *необходима регистрация Примеры:Создание глоссария:
  1. Ввод ключевых слов для создания глоссария и выбор элементов их описания
  2. Готовый глоссарий

Создание викторины:

  1. Выбор формы представления
  2. Вариант представления — ключевые слова в виде анаграмм
Game-O-Matic http://clear.msu.edu/teaching/matic/index.html8 типов интерактивных упражнений:
  • установление соответствий (3 варианта);
  • заполнение пропусков;
  • восстановление последовательности;
  • викторина (вопросы с множественным выбором ответа);
  • эреконструкция текста SMILE — новая версия программы http://clear.msu.edu: 16080/teaching/online/mimea/smile/index.php

7 типов упражнений:

  • вопросы с множественным выбором ответа (2 вида);
  • вопросы с альтернативным ответом;
  • заполнение пропусков;
  • установление соответствий;
  • восстановление последовательности (2 вида)
on-line/on-line *необходима регистрация  
Hot Pot 6.0 http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/10 типов интерактивных упражнений на различных языках:
  • викторины/тесты (4 варианта);
  • установление соответствий (3 варианта), заполнение пропусков;
  • кроссворд;
  • восстановление последовательности

Возможность включения текстов для чтения, использования средств мультимедиа и ссылок на ресурсы Интернета, распечатки упражнений

off-line/offline, on-line самораспаковывающийся архив 9,95 MB *необходима регистрация программы *количество языков интерфейса ограниченно Примеры заданий: http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/sites6.htmИнструкции и методические рекомендации на 13 языках http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/tutorials6.htmИнструкция на русском языке http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php
Ouiahttp://www.quia.com/28 типов заданий:
  • упражнения — 16 типов (в том числе «заполнение пропусков», «восстановление последовательности», «морской бой», «поиск сокровищ» и др.);
  • лексические задания — 4 типа на основе одного списка пар слов;
  • тесты/викторины — 2 типа;
  • анкеты — 6 типов
on-line/on-line *необходима регистрация *бесплатное использование в течение месяца Методические рекомендации по созданию упражнений: http://www.lclark.edu/~krauss/ortesolwkshopsp2001
TeAchnologyРаздел «Teacher Tools» http://teachnologv.com/web_tools- создание более 20 видов печатных заданий и упражнений, включая вебквестыРаздел «Rubric Maker» http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/Создание печатных бланков оценки более чем 20 видов работы (чтение, аудирование, письмо, проектная работа, вебквесты, работа в группе и т.п.) на основе разработанных критериев on-line/off-line Примеры бланков оценки: навыки набора текста устное выступление выполнение веб-квеста

Оболочки для подготовки учебных материалов с использованием ресурсов Интернета позволяют создавать веб-страницы с заданиями. Подобно оболочкам для создания традиционных упражнений они могут включать один или несколько типов заданий, которые имеют единый дизайн или разные варианты оформления и могут использоваться как в комплексе, так и независимо друг от друга.

Веб-страницы с заданиями могут размещаться на веб-сайтах, предоставивших ресурсы для их создания. Условия размещения веб-страниц с заданиями могут быть различными — на некоторых сайтах все задания хранятся в течение года, ряд порталов позволяет создавать пробные задания с последующим автоматическим удалением с сайта, в некоторых случаях задания размещаются на сервере после предварительного отбора и т.п. Однако независимо от условий размещения подготовленных материалов все оболочки подобного рода позволяют редактировать уже созданные задания и упражнения. Примеры заданий с использованием ресурсов Интернета представлены в табл.5.

Таблица 5. Примеры заданий на основе ресурсов Интернета

Программа, типы заданий Примеры, учебные материалы
1, 2, 3 Your WebQuest for Free http://www.auk21.net/Wqfacil/webeng.htmСоздание страницы веб-квеста и печатной версии  
Filamentality http://www.kn.pacbell.com/wired/fil5 типов заданий:
  • тематический список ссылок;
  • коллекция мультимедийных ресурсов;
  • поиск сокровищ;
  • коллекция примеров (личностно-ориентированные задания);
  • веб-квест

Возможность включения ссылок на электронные словари и другие справочные материалыСоздание веб-страницы задания и размещение на сервере

Общие сведения о программе (презентация Power Point) http://www.kn.sbc.com/support/filtrain/fil.pptИнструкция на русском языке http://itlt.edu.nstu.ru/filamentalirv.phpПример комплекса заданий по одной теме: Six Paths to China http://www.kn.pacbell.com/wired/China/Банк заданий:http://www.kn.pacbell.com/(Filamen-tality)Избранные задания, подготовленные выпускниками курса М. Краусаhttp://www.khspu.ru/~jcrandall/teachandlearn.html
HPR*TEChttp://hprtec.org/4Teachershttp://4teachers.org/Более 20 независимых программных средств для создания учебных материалов.Quiz Star — он-лайн викторины и тестыhttp://quizstar.4teachers.org/TrackStar — аннотированные списки ссылок, викторины, веб-страницы заданий http://trackstar.4teachers.org/trackstar/Project Poster — публикация проектов учеников http://poster.hprtec.org/index.phpWeb Worksheet Wizard — различные виды заданий с использованием ресурсов Интернета, включая «поиск сокровищ» и веб-квесты http://wizard.hprtec.org/ Примеры Rubistar:Выбор критериев оценки задания«Письма»Созданный бланк оценки задания «Письма»документ htmlдокумент ExcelПримеры заданий с использованием различных ресурсов HPR*TEC: http://www.isabelperez.com/
R*TEC Teacher — различные варианты веб-квестов http://www.4teachers.org/intech/lessons/PBL Checklists — бланки оценки проектовhttp://pblchecklist.4teachers.org/  
Rubistar — бланки оценки более 4 различных видов работ на основе предложенных и собственных критериев; при работе в режиме on-line — возможность анализировать результаты учеников (on-line/off-line, форматы html и MS Excel) http://rabistar.4teachers.orp/index.php  

Использование средств электронной коммуникации представляет особую ценность при обучении языку, поскольку позволяет расширить возможности общения на изучаемом языке и включить в учебный процесс реальную коммуникацию. Хотя существующие общедоступные средства электронной коммуникации (чаты, форумы, почтовая рассылка) широко используются в учебных целях, специализированные коммуникационные образовательные ресурсы обеспечивают безопасную, закрытую для посторонних лиц среду обучения.

Примером одной из популярных образовательных сред, обеспечивающих учебную коммуникацию, может служить NiceNet (http://www.nicenet.org/). На этом образовательном портале преподаватель может зарегистрировать учебный курс или несколько курсов и разместить для каждого курса:

  • список группы;
  • график выполнения заданий и контрольных работ;
  • задания;
  • ссылки на необходимые учебные ресурсы;
  • дополнительные материалы для изучения курса.

Учащимся сообщается код курса, после регистрации они могут работать со всеми учебными материалами, размещать выполненные задания и комментарии, получать комментарии от преподавателя и других обучающихся, отправлять личные сообщения, добавлять темы для обсуждения и т.п. Простота и удобство программы позволяют прекрасно структурировать работу и целенаправленно управлять учебной деятельностью обучающихся, что делает возможным использование NiceNet не только в учебных курсах (традиционных, дистанционных, комбинированных), но и в качестве средства взаимодействия при организации проектной работы учащихся.

Виртуальные среды обучения, или системы управления учебными курсами, объединяющие учебные курсы, материалы и средства управления учебным процессом, как правило, ориентированы на универсальные образовательные задачи и потребности целого учебного заведения. Именно такие ресурсы являются наиболее дорогостоящими образовательными продуктами. Бесплатная образовательная среда Moodle (http://moodle.org/) — в русской версии МООДУС (Модульная объектно-ориентированная учебная среда) позволяет решать следующие задачи:

  • создавать учебные курсы, задания и упражнения, используя как собственные программные средства, так и компьютерные материалы, созданные с помощью других программ (например, с помощью оболочки Hot Potatoes);
  • управлять учебной деятельностью обучающихся;
  • контролировать выполнение заданий;
  • организовывать учебное общение и т.п.

МООДУС поддерживает более 30 языков; с помощью этой оболочки в различных странах мира, включая Россию, уже создано более 1000 сайтов, на которых размещены учебные курсы по различным дисциплинам, в том числе и по иностранным языкам.

Все большее распространение в качестве средства организации учебного взаимодействия и обучения языку получают он-лайн дневники («живые журналы» / или веблоги / блоги — «weblogs», «blogs»1). Основным преимуществом программных средств подобного рода является не только возможность регулярно публиковать собственные материалы в Интернете и обсуждать опубликованное, но и создавать виртуальное сообщество пользователей таких ресурсов. Использование веблогов в образовательных целях позволяет создавать и среды обучения, и виртуальные учебные сообщества. В настоящее время в разных странах мира существует огромное количество образовательных веблогов, среди которых немало ресурсов для изучающих иностранные языки. Примерами таких журналов могут служить Weblogg-ed (http://www.weblogg-ed.com/), Educational Bloggers Network (http://www.ebn.webloggercom/). School Blog (http://www.schoolblogs.com), Tawawa (http://www.tawawa.org/mt/), Beeonline (http://beeonline.blogspot.com/), ESL/EFL Weblogs (http://anvil.gsu.edu/EV), ESL-EF1 Blog Ring (http://blinger.org/blinger/web-ring/ring-maker.php) и многие другие.  

Примеры, представленные в статье, далеко не исчерпывают список бесплатных программных средств, позволяющих преподавателю самостоятельно создавать учебные компьютерные материалы. Как правило, их несложно найти, используя поисковые системы общего назначения, специализированные образовательные базы данных, а также обратившись к веб-сайтам ресурсных центров и к личным веб-страницам специалистов в области применения информационно-коммуникационных технологий в обучении языку. Подобные ресурсы активно применяются для подготовки учебных ресурсов на различных языках во всем мире, их использование позволяет преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать электронные учебные материалы, ориентированные на конкретные целевые группы обучающихся, задачи и условия обучения.

______________________________________________________________________

1Дневник, размещенный в Интернете; другие названия «открытый дневник», «Интернет-дневник», «блог» — от англ. Web («всемирная паутина») и log (журнал регистрации событий, происходящих при работе компьютерной системы); «живой журнал» (англ. journal — дневник) — от названия популярного блога LiveJournal (URL: http://www.livejoumal.com).

Библиографический список

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.
  2. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
  3. Титова С.В. Личная веб-страница. Раздел «ESL Resources for Teachers». — http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/4teachers.html
  4. 170 Ideas and Resources for Teachers. Integrating Technology into Planning and Curriculum / Соmp. Seale V. — Last updated: June 13, 2002. — http://www.ael.org/rtec/ideas.htm
  5. Blogging Across the Curriculum (Weblogs in and around the classroom). — http://mywebspace.quinnipiac.edu/PHastings/classroom.html
  6. Brown I. Internet Treasure Hunts A Treasure of an Activity for Students Learning English The Internet TESL Journal, Vol. V, No. 3, March 1999. — http://iteslj.org/Lessons/Brown-TreasureHunts.html
  7. Campbell A.P. Using LiveJoumal for Authentic Communication in EFL Classes / The Internet TESL Journal, Vol. X, No. 9, September 2004. — http://iteslj.org/Techniques/Campbell-LiveJournal/
  8. Campbell A.P. Weblogs for Use with ESL Classes / The Internet TESL Journal, Vol. IX, No. 2, February 2003. — http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html
  9. Creative Ways to Use Your Existing Software. — http://rcs.rcps.k12.va.us/creativeways/right.htm
  10. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. — August 11, 1999. — http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
  11. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom (Cambridge Handbooks for Language Teachers). — Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  12. Gitsaki C., Taylor R.P. Internet English (www-based communication activities) (Student’s Book, Teacher’s book, web-site: www.oup.com/elt/internet.english). — Oxford: Oxford University Press, 2000.
  13. Gray R.A. Conversation Activity: A Korean Time Capsule / The English Connection. — July 2001, Vol. 5, Issue 4. — http://www.kotesol.org/pubs/tec/tec_pdf/tec_0107.pdf
  14. Hardisty D., Windeatt S., Eastment D. The Internet (Resource Books for Teachers). — Oxford: Oxford University Press, 2000.
  15. Hardisty D., Windeatt S. CALL (Resource Books for Teachers). — Oxford: Oxford University Press, 1989
    01.01.2006 Актуальные проблемы описания и преподавания русского языка : сб. науч. ст. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – С. 79-98. – Библиогр. : с. 97-98. - Печатная версия статьи «Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно», опубликованной на сайте «Информационно-коммуникационные технологии в обучении языку». Мастер класс. Статьи. 2004 г. - Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article11.php